Канн-2008: Герман возвращается в Канны
Ξ 15 мая, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Кирилл Андреев В Каннах ожидают Алексея Германа, который должен провести мастер-класс и, возможно, показать "Историю арканарской резни".
Удивительная скромность коллекции международных призов Алексея Германа — еще один парадокс системы фестивалей. Награда в Локарно для "Лапшина", приз за заслуги в Роттердаме — это все, если не считать отечественных "Ники" и награды Гильдии критиков за "Хрусталев, машину!". Единственная его номинация на Золотую пальмовую ветвь случилась в 1998 году за того же "Хрусталева" и закончилась скандалом — фильм был безжалостно освистан критикой, все было довольно оскорбительно. Позже, французы покаялись, признали картину шедевром, фильм долго шел во французском прокате, но осадок, что называется, остался. В этом году в Каннах обещан мастер-класс Германа и показ "Истории арканарской резни" — сменившей название экранизации романа Стругацких "Трудно быть богом". Уверенности, как это обычно бывает с Алексеем Германом, тут нет ни в чем — возможно, в Каннах покажут весь фильм, монтаж которого, правда с черновым звуком, был недавно закончен. Может быть, покажут какие-то фрагменты. А может быть, показ так и не состоится. Если же главный кинематографический фестиваль мира все же увидит новый фильм Алексея Германа, усилия, которые придется приложить публике, расслабленной "Кунг-Фу Пандой" и "Индианой Джонсом", чтобы дотянуться до уровня ленты, потребуются нешуточные. Картина Германа определенно окажется вне рамок ожиданий как российской публики, предвкушающей экранизацию культового романа, так и вне современного киноконтекста — привычной оппозиции блокбастеров и артхауса. Напоминающий бесконечный сон, этот фильм решает задачи, уже довольно давно подзабытые не только крупными кинофестивалями, но и искусством кинематографии в целом — подвергать сомнению сами основания жанра, создавать новый язык — не ради новизны как таковой, а ради возможности говорить на нем. Трудно предсказать реакцию фестиваля, присмиревшего после прошлой осечки с Германом. Трудно даже предположить, насколько рассказанная a картине история, в России знакомая почти каждому со школы, будет внятна за рубежом "территории Стругацких". А может быть, не скованные ожиданиями, иностранцы окажутся более внимательными зрителями, чем соотечественники Алексея Германа. Очевидно одно — если каннский показ картины состоится, это будет самое важное событие кинофестиваля, да и вообще этого киногода.