Канн-2008: Расклад

Ξ 15 мая, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Кирилл Андреев

В этом году Канны демонстрируют прогрессивность: в жюри — опасные безумцы, в основном конкурсе — дебютные фильмы соседствуют в Вендерсом и Иствудом, вне конкурса — панда и Марадона.


Кадр из фильма "Марадона"

Жюри

Председателем жюри в этом году стал Шон Пенн, и есть тут какой-то парадокс — слова "Пенн" и "председатель" рядом стоять не могут. Тем не менее, человек, который когда-то привязал к стулу и избил до полусмерти свою жену Мадонну, в этом году будет судить конкурс главного мирового кинофестиваля. В конце концов, годы идут, люди меняются, Шон Пенн сегодня является обладателем "Оскара" за роль в "Таинственной реке" Иствуда и каннской награды как лучшему актеру за работу в фильме "Она прекрасна"Ника Кассаветиса. Он вполне уважаемый режиссер, хмурый обличитель голливудских пороков, бунтарь, у которого всегда тысяча причин для строительства баррикад. Насколько Пенн ценит мужскую дружбу, станет понятно, когда Клинт Иствуд получит или не получит Золотую пальмовую ветвь за "Подмену".

Среди рядовых членов жюри самым удивительным персонажем является Апичатпонг Верасетакул, тайский режиссер, причисленный снобами "Кайю де синема" к экзотическим гениям. Его "Приключения железной киски" были посвящены войне трансвестита — пухлой тетушки, исполнительнице эстрадных песен — с бандитами. "Тропическая болезнь", получившая в Канне один из второстепенных призов, рассказывала о любви солдата и деревенского парнишки, а так же о шамане, умеющем принимать обличья животных. Видевшие картину до сих пор не могут определиться — жулик режиссер или визионер, но забыть обезьяну, чье верещание переводится на человеческий язык субтитрами, не в состоянии. Что может понравиться такому человеку — непонятно.

За звездную часть в жюри отвечает Натали Портман, за большую серьезную кинематографию — Альфонсо Куарон, автор как "И твою маму тоже", так и "Узника Азкабана". Политическую ответственность олицетворяет представляющий Францию Рашид Бушареб, снявший "Дни славы" — об участии африканцев из французских колоний во Второй мировой и продюсировавший "Фландрию" о войне в Ираке. А самым модным участником жюри является представляющая Францию Маржан Сатрапи — режиссер иранского происхождения, снявшая "Персеполис", один из самых громких проектов прошлого года.

Другие члены жюри — итальянский актер, режиссер и сценарист Серджо Кастеллитто, представляющая германию актриса Александра Мария Лара, игравшая недавно любовницу Йена Кертиса в корбайновском "Контроле" и французская актриса Жанна Балибар.

В целом можно сказать, что жюри этого года предельно сбалансировано — очевидное безумие одних его участников компенсируется благовоспитанным консерватизмом других.


Кадр из фильма "Синекдоха, Нью-Йорк"

Конкурс

Самым ожидаемым фильмом этого года станет, пожалуй, "Синекдоха, Нью-Йорк"Чарли Кауфмана, до недавнего времени единственного сценариста, на чьи фильмы ходили, не обращая внимания на фамилию режиссера (которые, обычно, тоже были ничего себе). Режиссерский дебют человека, сочинившего "Адаптацию", "Быть Джоном Малковичем" и "Вечное сияние чистого разума" рассказывает о театральном режиссере, который пытается поставить "Смерть коммивояжера". Мешают ему полетевшая к черту семейная жизнь, попытки выстроить уменьшенную копию Нью-Йорка, странная болезнь, отключающая одну за другой функции организма и вообще все. Играют Филип Сеймур Хоффман, Саманта Мортон, Кэтрин Кинер, Дженнифер Джейсон Ли и уже только ради этого фильм хочется смотреть.

Еще одной громкой премьерой станет "Че" — монументальное, в двух частях жизнеописание знаменитого революционера с Бенисио Дель Торо роли Че Гевары от главного ловкача Голливуда Стивена Содерберга. Сумев преуспеть как и интеллектуал, и как сотрясатель бокс-офиса, Содерберг все еще остается режиссером, от которого непонятно чего ждать. Правда, после выхода очередного фильма остается ощущение "ну конечно, именно так он и должен был сделать" и неожиданности не происходит. Посмотрим, что произойдет в этот раз — к тому же что Дель Торо помогают Франка Потенте и Джулия Ормонд.


Кадр из фильма "Че"

Латинской Америки вообще будет много в этом году — даже открывать фестиваль будет Фернандо Мейреллес с драмой "Слепота" — антиутопией, в которой людей поражает ужасная болезнь, от которой слепнут, первых заболевших кидают в концлагеря, где сильнейшие слепые начинают давить слабейших. Любимец фестивалей после "Города Бога" Мейреллес — фронтмен третьего мира в Канне, однако отстаивать честь континента он будет не в одиночестве — в конкурсе присутствуют другой талантливый бразилец Вальтер Саллес, а так же аргентинцы Лукреция Мартель и Пабло Траперо.

Вим Вендерс представит "Стрельбу в Палермо". Известно о фильме пока крайне мало — это история фотографа, переживающего душевный кризис, который находит свою большую любовь в городе Палермо. Обращает на себя внимание кастинг — Деннис Хоппер, а так же камео Миллы Йовович, Патти Смит и Лу Рида. Утверждается так же, что история основана на отношениях Йовович и знаменитого фотографа Питера Линдберга. Так что тут возможны сюрпризы.


Кадр из фильма "Стрельба в Палермо"

Другой классик Клинт Иствуд покажет "Подмену" — страннейшую историю как исчезнувший из дома мальчик объявился на родном пороге спустя месяцы, когда уже мать не чаяла его увидеть. Проблема в том, что мать уверена — вернулся не ее сын, а кто-то другой. Зловещей атмосферы добавляет то, что действие фильма происходит в 1928 году в рабочем пригороде Лос-Анджелеса. Покажут свои фильмы так же Филипп Гаррель ("Граница рассвета"), Атом Эгоян ("Обожание") и Цзя Чжан Ке, обладатель Золотого венецианского льва за "Натюрморт" (он представит фильм "24 Город").

Кажется, что Канны серьезно настроены менять состав и географию участников — если судить по конкурсу, "азиатская волна" в прошлом, классики присутствуют для респектабельности, в моде юность и латиноамериканский акцент. Однако, вопрос — удастся ли фестивалю создать новую моду, как это произошло в минувшем году с румынским кино, пока остается открытым.

Вне конкурса

В рамках внеконкурсных и специальных показов в этом году покажут ничуть не менее интересные работы — не всегда понятно, почему какие-то из картин попали в конкурс, а другие вынесли за его рамки. Например, новый фильм Абеля Феррары"Челси-отель" или "Вики Кристина Барселона"Вуди Аллена. Еще загадочней, отчего не доверили открыть фестиваль новому "Индиане Джонсу". Впрочем, особого значения все это не имеет — Спилбергу решительно все равно, так почему это должно волновать нас?


Кадр из фильма "Вики Кристина Барселона"

А вот Дженнифер Линч, вероятно, не все равно. Дочь великого и ужасного создателя "Твин Пикс" представит свою вторую полнометражную картину "Наблюдение" — историю агента ФБР, который расследует дело серийного убийцы при помощи трех жертв душегуба. Все-таки, это передается генетически.

Кроме того, Кустурица покажет фильм о великом футболисте "Марадона", попрыгает по экрану "Кунг-Фу Панда", а закроется фестиваль символично — лентой "Что это было?". Отличный выбор не только из-за названия, но и из-за режиссера. Барри Левинсон, автор бессмертного "Плутовства", сделал комедию про голливудского продюсера, который пытается снять фильм. Но дело не в этом — наличие Брюса Уиллиса, Де Ниро и Джона Туртурро оправдывает все.

Наши


Кадр из фильма "Шультес"

Российский павильон, представляющий отечественную кинематографию, будет не единственной зоной присутствия нашего кино в Канне — на фестивале представлено три русских фильма. В Неделе Критики участвует "Все умрут, а я останусь", подростковая драма о девочках, собирающихся на дискотеку, Валерии Гай Германики. В программе "Особый взгляд" (Un Certain Regard) покажут "Тюльпан" документалиста Сергея Дворцевого, история о том, как в супертрадиционную степь приезжает демобилизованный казах с более широким, чем у остальных, горизонтом, и пытается начать жить по-своему. Правда, для того, чтобы открыть свой бизнес, ему нужна отара овец, овец он получит, только если женится, а единственная девушка на 300 километров вокруг считает, что у него некрасивые оттопыренные уши. И третий фильм — "Шультес"Бакура Бакурадзе — покажут в "Двухнедельнике режиссеров". Это история бывшего спортсмена, который после серьезной травмы стал карманником, ни с кем не общается и к тому же, кажется, мало что помнит. Идеальный сюжет.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: