Канн-2008: Видимо, ослица была плохая

Ξ 15 мая, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Семен Кваша

Автор сценария фильма "Тюльпан" Геннадий Островский рассказывает о съемках фильма и о творческом методе режиссера Сергея Дворцевого.

Одним из русских фильмов в Каннах (программа "Особый взгляд") станет "Тюльпан" известного документалиста, лауреата множества призов Сергея Дворцевого. Это его дебют в игровом кино: фильм рассказывает про казаха, который, демобилизовавшись после службы на Сахалине, возвращается в родную степь. Он мечтает о самостоятельной жизни в степи, для этого ему нужны овцы, а получить их он может, только если женится на единственной на 300 километров девушке по имени Тюльпан. Сергей Дворцевой сейчас срочно заканчивает монтаж фильма, и, чтобы не отвлекать его, Фильм.Ру поговорил с автором сценария Геннадием Островским.

Геннадий Островский

— Вы не могли бы описать историю, которая рассказывается в фильме "Тюльпан". Что это за герой? И, наконец, это комедия — или нет?

— Для того чтобы говорить об истории, надо понимать, кто ее снимает, кто такой Сережа Дворцевой. Он, в принципе, человек, который снимает необычное кино. Другая сторона артхауса. Человек, который снимает жизнь практически документально. В его фильме "Тюльпан" снимаются непрофессиональные актеры, которые никогда не снимались в кино. Казахские актеры, один из них — оперный певец. Девочка закончила театральное училище... Эта история имеет, не то, чтобы второстепенное значение, но она вытекает из того, что он видит. Прежде всего атмосфера и сама степь.

— Глупо, наверное, задавать вопрос, как современный казахский пастух оказался на Тихоокеанском флоте?

— Вы знаете, бывают фильмы, в которых время важно только поскольку оно задает систему координат. Это современный Казахстан. Представьте себе, к примеру, 1994 год. Человек, который служил во флоте три года, мог быть забран в 1991-м, когда еще был Советский Союз. Но это кардинально не привязано к этому. История соотносится с этим, так как это время перемен, даже для самой степи, но это не является главным. Это мог бы быть и 1999 год.

— А что является главным?

— Главным является сам предмет, то есть фильм. На самом деле это очень простая история, в ней очень все просто. Есть молодой парень, у которого есть мечта. Он хочет жить по-другому в том месте, где все живут так, как они живут. Он приезжает к своей сестре, он хочет начать бизнес. Хочет быть фермером. А все остальные живут так же, как они жили 300-400 лет назад, обыкновенной чабанской жизнью, в которой есть своя система координат, свое счастье, свое несчастье, и так далее. Которая мало соотносится с нашей системой координат.

Человек приезжает в радужных мечтах, что он построит совершенно другую жизнь. Он не хочет быть чабаном, он хочет быть хозяином. Он хочет построить дом, купить мотоцикл, антенну, провести воду — все это практически невозможно, невероятно. Немножко наивный человек, странный, я бы даже сказал. Но не идиот.

Он туда приезжает и хочет получить стадо овец, там все равно ни на чем больше не заработаешь. Чтобы получить стадо, надо жениться, иначе невозможно, он не справится в степи один. А он живет у своей сестры, с ее мужем, с которым у него сразу возникает конфликт, муж его родной сестры считает, что он идиот, например. А жениться он не может, потому что в степи очень мало девушек — одна на 300 километров. И эта девушка отказывается выходить за него замуж, потому что она говорит, что у него лопоухие уши. Стадо он не может получить без того, чтобы жениться, а жениться он не может, потому что у него лопоухие уши.

— И он решает как-то эту проблему?

— Он влюбляется в эту девушку, которую мы ни разу не видим на экране. У него ничего не получается, и тем не менее остается в степи, там же у своего брата со своей сестрой. Это история о воспитании чувств. История мечты. Это не комедия, хотя там есть смешные сцены и диалоги.

— А почему фильм снимался 4 года?

— Это связано с методом режиссера. Это ни хорошо, ни плохо, это просто его жизнь. Он так и документальное кино снимает. Эти фильмы требуют наблюдения. Он не придумывает реальность, он, как бы, исходит из нее. Вы увидите фильм — вы поймете, почему так сложно это сделать. Есть кадры, которые никто никогда не снимал, которые трудно снимаются. Рождение ягненка... Это погружение в жизнь очень глубокое, не то, что история скачет там по буграм. Но в целом это очень простая история.

— Вы очень много раз переделывали, переписывали сценарий.

— Понимаете, это тоже метод. Он берет актеров, селит их в юрту. Они живут за 400 километров от всего. Они постепенно как бы превращаются в этих людей, чтобы это было естественно, чтобы они не выглядели актерами, изображающими чабанов... Вот, например, если по сценарию был эпизод, когда у осла стоит член и он должен трахнуть ослицу, то вот, например, в фильме это не получилось, потому что у осла член не встал. Надо было найти осла, у которого член бы встал именно на эту ослицу, такого не нашлось. Видимо, ослица была плохая. Поэтому многие сцены из первоначального сценария, который очень нравился западным продюсерам, не получились. Он очень сильно видоизменился в процессе съемок. Многие не выдерживали таких съемок, сменилось 3 или 4 съемочные группы. Сережа всегда добивался своего.

— А вы поедете сами в Канн?

— Обязательно

— А чего вы ждете от этой поездки?

— Фильм, во-первых, достоин конкурса. Его в Венецию приглашали в прошлом году — просто Сережа не успел его сделать. Не знаю. Просто его труд, его упрямство, любовь к кино была по достоинству оценена — хотя на мой взгляд, фильм этот не имеет шанса проката какого-то такого, но это заслуга за труды, заслуга за то, что это сделано в конечном итоге, не смотря на все трудности. Там у нас погиб один актер — мальчик. Не на съемках, утонул по глупости. Один из главных героев. Я считаю, фильм достоин конкурса, хотя то, что он попал в "Другой взгляд", не так плохо, хотя все равно жалко. Понимаете, это же соревнования какие-то, не всегда выигрывают лучшие. Практически, 50/50, обычно выигрывают не лучшие.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: