От Сталина до Святого Георгия
Ξ 19 июня, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Василий Шевченко Московский кинофестиваль проходит в 30-й раз — фестиваль, который появился чтобы досадить Муссолини, награждал Феллини, показывал "Космическую одиссею 2001" Кубрика и поссорил Джину Лоллобриджиду и Элизабет Тэйлор. 19 июня стартует 30-й Московский Международный Кинофестиваль. За сухими цифрами и торжественными юбилейными речами сложнее всего разглядеть настоящий ММКФ со своими радостями, проблемами, неожиданными победителями и скандалами. Задуман и реализован московский кинофестиваль был как ответ на Венецианский, организованный в 1932 в Италии. Там дуче решил продемонстрировать миру всю силу нового фашистского кинематографа, и даже вручал призы имени себя. В 1934-м в Венеции засветились и отечественные фильмы — "Три песни о Ленине" Вертова, "Окраина" Барнета и даже "Веселые ребята"Александрова. Естественно, лучший друг физкультурников Советского Союза не мог стерпеть, чтобы его страна отставала от "какой-то Италии", и в 1935-м году был проведен первый Московский кинофестиваль. Тогда, правда, называвшийся "Советский кинофестиваль в Москве". Победил там легендарный "Чапаев" братьев Васильевых, хотя главная премия де юре была вручена киностудии "Ленфильм", не только за фильм о красном командире, но и еще за несколько новинок. После чего Московский Кинофестиваль взял паузу на 22 года — Сталину идея разонравилась, да и стране скоро стало не до фестивалей. Новая жизнь фестивалю пришла вместе с хрущевской оттепелью — в 1959 ММКФ был проведен вновь, на этот раз уже летом. Тогда же было решено, что кинофестиваль будет проводиться раз в два года, чтобы не соперничать с Карловыми Варами дружественной социалистической Чехии. В первый год фестиваля победителем стала "Судьба человека"Бондарчука, после просмотра которой председатель жюри Сергей Герасимов чуть не расплакался. Но уже тогда Кинофестиваль стал настоящим глотком свободы — еще бы, приезжали зарубежные звезды, показывали фильмы которые никогда бы не появились в прокате. Правда, первую премию они получить не могли — она была негласно зарезервирована за отечественным кино, в то время как вторая — за фильмами дружественных соцстран. Первым нарушил это правило Григорий Чухрай на ММКФ 1963 года. Тогда на конкурс привезли "8 1/2"Феллини, что само по себе уже казалось маленьким чудом — советская пресса как только не клеймила мэтра, а Хрущев на фильме просто уснул. Тем не менее, Чухрай всеми правдами и неправдами пролоббировал победу Феллини, который потом в мемуарах описал совершенно фантасмагорическую картину, как его просили снять "8 1/2" с конкурса. Все это, впрочем, не помогло фильму попасть после этого в советский кинопрокат. Еще один конфуз произошел в 1969-м, когда в СССР привезли остро-модного тогда Стэнли Кубрика с "2001: Космическая одиссея". Перед показом фильма американцы планировали зачитать торжественное послание о необходимости братского решения мировых проблем. Советская делегация послание не зачитала, а сам фильм прокатила мимо каких-либо наград. В итоге Кубрик до самой смерти запрещал возить свои фильмы в Россию. Зато другой голливудский классик, Фрэнсис Форд Коппола очень любил Московский кинофестиваль. Недаром в 1979-м здесь прошла одна из первых его ретроспектив, здесь же впервые была показана полная версия "Апокалипсиса сегодня" (в Каннах была версия с первым, не до конца смонтированным финалом). Ситуация стала еще запутанней с началом в СССР "перестройки" — никто не понимал, кому и за что вообще стоит давать премии. Апофеозом стала история с ММКФ 1989 года, когда председательствовал Анджей Вайда. В конкурс тогда попал "Чертополох"Эктора Бабенко, где свои едва ли не лучшие роли сыграли Мерил Стрип и Джек Николсон. Поняв что жюри не настроено давать призы "Чертополоху", Вайда объявляет что это "фильм не фестивального уровня, и потом оценивать его в рамках ММКФ не представляется возможным" и предлагает вообще не давать никому главную премию — "Святого Георгия", обретшего имя как раз в этом году. И хотя в этот раз жюри все-таки не согласилось, и премия ушла "Похитителям мыла" Ницетти (кто сейчас помнит об этом фильме?), идея Вайды была востребована в 1995. Тогда, в лихие 1990-е ММКФ постепенно сходил с ума, и премии получали самые странные фильмы. Тогда оказалось, что иногда лучше молчать, чем вручать. К счастью, были на ММКФ и более веселые истории — не связанные с политикой и мучениями компетентного жюри. Самая известная произошла пожалуй в 1961-м, когда на приеме в Кремле Джина Лоллобриджида и Элизабет Тэйлор появились в одинаковых платьях. Ходят слухи, что после этого продажи Ива Сен-Лорана (в платьях которого были актрисы) упали больше чем на половину — видимо, все боялись что раз звездам достается одинаковое, что говорить и о простых смертных. А Элизабет Тэйлор потом еще и познакомилась с особенностями советского кинопроката. Когда в 1969 она приехала на ММКФ уже в ранге одной из главных звезд мирового кино, выяснилось, что в СССР ее фильмы почти не показывали — и саму актрису никто не знает. Только однажды у Тэйлор попросили автограф, и в интервью она с грустной иронией назвала это "самым счастливым днем в Москве". На самом деле, не так важно, сколько в итоге людей узнает звезду на улице — Московский кинофестиваль как был окном (хотя и не дверью) в Европу, так и сейчас остается им. И пусть уже можно поехать посмотреть Канны или Берлин — ММКФ все так же собирает аншлаги. А в программу пусть и немного, но обязательно попадает что-нибудь интересное.
Кадр из фильма "Чапаев"
Кадр из фильма "Восемь с половиной"
Кадр из фильма "Чертополох"
Всё о 30-м Московском Международном кинофестивале →