Мама, он убьет нас всех

Ξ 10 декабря, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Семен Кваша, фото: Олеся Волкова, Фильм.Ру

Перед выходом фильма "День, когда Земля остановилась", режиссер Скотт Дерриксон рассказал о Киану Ривзе и о том, что если у злого Чужого есть убедительное объяснение — он не так уж и зол.

Скотт Дерриксон и Киану Ривз в Москве
Скотт Дерриксон и Киану Ривз в Москве

"День, когда Земля остановилась" — римейк одноименного фильма 1951 года, в котором космический пришелец поставил землянам ультиматум: прекратить войны или человечество будет уничтожено. Режиссер Скотт Дерриксон пересказал тот же сюжет, но с экологическим пафосом, пригласив на главную роль сурового инопланетянина Киану Ривза.

— В оригинальном фильме 1951 года Клаату, посол галактических цивилизаций, был настоящим человеком. У него даже чувство юмора было. Киану точно не человек. Что вы ему сказали? Как вы заставили его быть таким чужим?

— Когда я увидел Майка Ренни в оригинальном фильме, я понял, что с современной аудиторией такое не сработает. Там даже не объясняется, откуда у Клаату человеческое тело. Но смысл этого фильма как раз в том, что Чужой наблюдает за человеческой природой. Я это и снял, но с учетом требований времени. Современный Клаату должен долго наблюдать, проникаться человечностью. Именно это я и сказал Киану. Первые две трети фильма он совсем Чужой, а к концу практически становится человеком. Это даже на физическом уровне заметно: вначале он едва владеет своим телом, а к концу передвигается уверенно и с комфортом, у него все больше человеческих черт, он впервые в жизни улыбается — совсем чуть-чуть. Но мне не нужно было ничего чрезмерного, отвлекающего, все должно было быть камерным, естественным, что я ему и сказал.

А все остальное он уже построил сам. Он пришел в этот фильм со своим методом... мне почти не пришлось давать ему указаний. Только в конце, когда его пришлось немного подталкивать к большей человечности. Киану потрясающий актер. Обидно, что это не та актерская игра, за которую дают премии.

— А почему вы его выбрали?

— Так именно поэтому. Он может пользоваться самыми скупыми средствами. Он держит кадр без длинных диалогов, без чрезмерно эмоциональной игры... Он может увлечь публику своей тайной. Кроме того, у него очень дисциплинированное тело, он отлично понимает, как взаимодействовать с камерой. Если я захочу снять, как Киану сейчас зайдет в эту комнату, сядет, возьмет бутылку воды и выпьет, он будет долго думать, с какой стороны стула ему сесть, какой рукой взять бутылку, и выработает лучшую стратегию. Он всегда так хорошо выглядит на пленке — и это не случайность.

Скотт Дерриксон и Киану Ривз в Москве
Скотт Дерриксон и Киану Ривз в Москве

— Зачем вам вообще понадобилось снимать римейк "Дня"?

— Оригинальный фильм был посвящен социальным проблемам 1951 года. Холодная война, попытки основать ООН. Сама фабула этого фильма очень хороша, а подавляющее большинство современных кинозрителей этого фильма не видели. Единственный способ познакомить публику с этой историей — снять римейк.

Ну и социальные проблемы изменились. Вряд ли мы уничтожим друг друга в ядерной войне, но мы можем погубить окружающую среду или перебить друг друга обычным вооружением. Америка навязывает свою волю другим странам и вызывает такую враждебность, что все это не может долго продолжаться. Мир таких рано или поздно останавливает. Я просто рассказываю историю, из которой следует, что нам надо измениться. Но при этом это не большая политическая кино-проповедь, которая должна объяснить публике, как ей себя вести. Это просто голливудский развлекательный фильм, просто он дает повод чуть-чуть задуматься. Что-то должно поменяться, так продолжаться больше не может.

— Одна из самых впечатляющех вещей в вашем фильме это облако из наножуков, которое обрушивается на Землю. Много народу от него погибло? Из фильма это не совсем ясно...

— Я не знаю, сколько погибло народу в наномолекулярной буре, мы не видим разрушений, мы видим, как буря поглощает один грузовик с водителем... Когда облако подлетает к Нью-Йорку оно поднимается достаточно высоко. Мне нравится идея, что оно весь фильм только набирало скорость, росло, и только потом должно было бы начаться настоящее разрушение. А Клаату этого не допустил. Мы не знаем, сколько всего было разрушено.

Когда Клаату останавливает облако этих наножуков, и мы видим, как останавливаются автомобили, нефтяные танкеры, визуальный смысл всего этого — наши методы, источники топлива, методы использования топлива должны измениться. То, что мы делаем сейчас имеет слишком высокую цену.

Так вот, сколько смертей в конце фильма — это на ваше усмотрение.


Кадр из фильма "День, когда Земля остановилась"

— Какая традиция вам ближе — добрый спилберговский E.T. или злобный Чужой?

— Что до моего Клаату, то это, конечно, враждебный инопланетянин, у который, однако, очень серьезные аргументы. Он охраняет самое ценное, что есть во вселенной — обитаемые планеты. И ради этого готов извести пожирающий одну из планет вирус — один из видов, который уже готов уничтожить ее. Он на самом деле не плохой парень, он высокоморален, и у него есть мотивация, которую он в процессе фильма готов поменять. "Подождите минуточку, у этого вида есть определенная соль, они ценны сами по себе. Возможно даже более ценны, чем сама планета". И мне именно это кажется интересным. Такого инопланетянина в кино еще не показывали. Такой динамики развития его души еще не было. Это интереснее, чем добрый или злой инопланетянин.

То есть сначала мы его боимся: "Мама, он убьет нас всех", а потом мы понимаем: "подождите-ка, он не такой уж злой, у него есть хорошее объяснение, согласно которому он должен нас всех убить". А в конце он сам гуманизируется и сам приносит себя в жертву. Это сложно и интересно.

— А какой он на самом деле? Когда его спрашивают, как выглядит его настоящее тело, он отвечает что-то вроде "Вы не хотите этого знать". Это паразитный организм?

— Мне нравится идея, что для нас было бы слишком страшно это узнать. Что это за тело такое, что оно может влезать в чужие тела? Это принципиально непонятно для нас. Это как сцена в конце "Космической одиссеи 2001". Лучшее изображение иноплянетян в истории кино это сцена, где герои попадают в комнату, в которой есть какие-то стулья, фарфор, потому что иноплянетяне думают, что именно так устроена жизнь землян. А что по ту сторону стены — слишком трудно себе представить. Мне нравится идея, что на самом деле вы даже представить себе не можете, каков Клаату на самом деле.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: