Алиса из прекрасного далека
Ξ 18 февраля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Нет больше ни Кира Булычева, ни режиссера «Гостьи из будущего» Павла Арсенова, ни автора «Тайны третьей планеты» мультипликатора Романа Качанова. Да и кино-Алиса Наталья Гусева – давно не ребенок: ее дочери сейчас как раз столько, сколько лет булычевской героине. А для Алисы время застряло на месте, она все та же проказливая девчонка, и в новом мультфильме «День рождения Алисы» отправляется в вояж на планету Колеида, жителей которой сто лет назад скосил космический вирус. Конечно, Алиса не будет довольствоваться общепринятыми положениями о необратимости хода истории, ведь у ее друга, синего забияки Громозеки, есть план. Очень рискованная и глупая затея, но единственный шанс для Колеиды, так что даже профессор всех возможных академий известный лингвист Рррр (который очень похож на одноглазого котенка и очень не любит, когда его принимают за кошку) поучаствует в авантюре. В продвинутую хранительницу миелофона были поголовно влюблены все мальчишки, а совершенно удивительную по тем (да и нынешним) временам космологическую фантазию «Тайна третьей планеты» обожали и физики, и лирики. В современных терминах (если забыть о том, что придумал Алису фантаст Кир Булычев, упрямо продолжавший писать о приключениях гостьи из будущего до самой смерти – его последний роман цикла «Алиса и Алисия» вышел в 2003 году) можно было бы сказать, что Алиса – персонаж типично комиксовый. Этакая народная супергероиня, попадающая в бесконечные переделки, которую легко представить обитательницей Вселенной Марвел или, скажем, героем манги. И, казалось бы, сегодня комиксовая стилистика — самый естественный путь интерпретации булычевского сюжета, однако авторы мультика «День рождения Алисы», поставленного Сергеем Серегиным, намеренно отказываются от осовременивания. Пусть и не слишком похожий на «Тайну третьей планеты», мультфильм снят в близкой к советскому предшественнику манере: даже внешность героев оставлена практически неизменной, только Алиса с папой несколько порыжели, да Громозека потерял в размерах и стал сильнее походить на головоногое. Та же минималистичная двухмерная мультипликация, которая, правда (все-таки прошло почти тридцать лет), в наши дни позволила создать более живой и изощренный футуристический мир. Впрочем, не так чтобы слишком изощренный: кажется, приглушены не только цвета, но и возможности анимации, и в результате получается забавное ретро. Однако есть подозрение, что «День рождения Алисы» будет значительно интересней взрослым, грустящим по старым временам, нежели детям, все-таки привыкшим к более затейливым мультфильмам, будь то продукция Ghibli или Pixar. Да и кому, кроме как нам с вами, любопытно, что одну из ролей – не Алисы, а капитана корабля – озвучила та самая Наталья Гусева? Но даже учитывая оговорку о старомодности, милый и трогательно берегущий образы и черты советской традиции «День рождения Алисы» найдется в чем упрекнуть. Отсутствие чисто технических возможностей компенсировалось в свое время сценариями – не просто сценариями, то были отдельные произведения искусства: герои становились нарицательными, а диалоги расходились на фразеологизмы. «Дню рождения Алисы» очень не хватает того блистательного и бесшабашного абсурда, персонажи говорят натурально, но скучно, так что вспомнить практически нечего. А ведь так хотелось бы чего-то, не уступающего памятному «Официант! Четыреста капель валерьянки и салат!»
Выходит «День рождения Алисы» по Киру Булычеву – ретро-мультфильм про Алису Селезневу, предназначенный скорее для ностальгирующих взрослых, нежели современных детей.