Герои не носят трико

Ξ 4 марта, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |


В прокат выходят «Хранители» – масштабная экранизация безумного комикса про таких же супергероев, как мы.

 

Комиксы сделали свое дело – на минувший Хэллоуин корреспондент «Парка культуры» встретил на московских улицах с пяток Бэтменов, а также нескольких Джокеров. Черти с рогами-лампочками и девушки-ангелочки с розовыми крылышками смотрелись атавизмом, впрочем, не менее нелепым, чем костюмы супергероев на менеджерах. В США, между тем, завелись натуральные энтузиасты, творящие по мелочи правосудие, к примеру, в городе Орландо штата Флорида. Зовут местных суперменов Мастер Легенда и Туз…

Мы это к тому, что нарисованная в главном блокбастере недели альтернативная вселенная в целом не так далеко, как может показаться.

Впрочем, есть и частности. Действие разворачивается почти четверть века назад, в пространстве, где время занесло на вираже настолько, что не было, допустим, Уотергейтского скандала. Как следствие, президент Никсон лишние десять лет сидит в своем кресле и сдержанно опасается ядерного удара со стороны Советов. Метафорические часы судного дня переведены аналитиками на без пяти двенадцать. Когда на них пробьет полночь, наступит, понятно, тотальный Армагеддон на фоне красивых ядерных грибов. Покой американцев и всего мира огнем и мечом вот уже полвека охраняет находящаяся на службе государства банда ряженых супергероев, лишенных каких бы то ни было сверхспособностей, кроме обостренного чувства справедливости.

Предводительствует у них синий сверхчеловек, похожий на Фантомаса-эксгибициониста, по имени доктор Манхэттен. Свои почти не ограниченные умения (изменение собственных размеров, распыление сограждан на кванты и телепортация по всей вселенной) он приобрел в ходе неудачного эксперимента, в результате которого сначала распался на мельчайшие частицы, а потом переродился в безразличное к окружающей действительности чудо природы, которое в теленовостях уже запросто называют богом.

На момент начала описываемых событий, впрочем, супергероев объявили вне закона, и почти все они, кроме сверхъестественного Манхэттена, занялись домашним хозяйством, спрятали дурацкие наряды в шкаф, потеряли нюх и устроились на приличную работу. На обочине оказались лишь отмороженный циник Комедиант, с горькой ухмылкой вспоминающий былые времена, да бескомпромиссный маньяк с кляксой вместо лица Роршах, творящий свое кровавое правосудие поперек всех законов. Однажды некто выбрасывает силача-Комедианта из окна, а Роршах начинает расследование. В нью-йоркском небе тем временем сгущаются апокалипсические тучи.

Все описанное выше происходит в «Хранителях» в первые пятнадцать минут, и в дальнейшие два с лишним часа событий не становится меньше.

Экранизированный Заком Снайдером графический роман священного безумца мира комиксов Алана Мура не зря уже включен в некоторые списки величайших книг всех времен. Маньяк и поклонник Берроуза, Мур в своей книге создал настолько реальный и перенасыщенный подробностями мир, что его экранизация при любом результате вызывает уважение просто из-за масштаба замысла. Кроме того, определенная смелость была необходима потому, что автор был категорически против переноса своего творения на экран.

Напомним, что прошлые попытки экранизаций муровских романов вызвали у автора натуральное бешенство, особенно после переиначенной под викторианский лубок «Лиги выдающихся джентльменов».

Зак Снайдер, прославившийся после не вполне оправдавших кровожадные ожидания «300 спартанцев», честно перенес на экран все, что могла вместить пленка. Оригинальный текст выстроен на флешбэках – Человек-сова, Роршах и прочие постоянно что-то вспоминают, лишая повествование не нужной в данном случае экшн-суеты. Супергерои – такие же, как мы, только хуже, потому что больше амбиций и комплексов – режиссерская рука их ни разу не пощадит. Самый симпатичный и последовательный из всего этого террариума Роршах – опасный социопат и почти фашист – не поспоришь, но все равно ему сочувствуешь больше всех. Наконец, Манхэттен начисто лишен чувства времени – Снайдер показывает это настолько наглядно, насколько вообще возможно.

Побочным же эффектом бережного отношения к тексту стал недостаток точности в артикуляции и акцентах – иные важные моменты повествования можно запросто пропустить мимо органов восприятия.

В голове впервые возникает предательская мысль, что лучше бы уж было оборвать историю на самом интересном месте и подождать сиквела, чем думать, что пропустил что-то важное.

Самое же главное и удивительное достижение Снайдера в передаче исключительно киношным инструментарием уникальной атмосферы оригинальных «Хранителей». Если у Мура все было просто пропитано нуаровым цинизмом, то с экрана переливается всеми оттенками красного и желтого настоящий волшебный фонарь, только светящийся чем-то недобрым. И за это режиссеру можно даже простить зачем-то переиначенный великолепный финал и общую избыточность в ущерб цельности повествования.

Ну и последнее.

Для нашей с вами реальности проблема пересечения комикса в традиционном понимании и реальной жизни никогда не будет стоять так остро, как для создателей фильма.

Бэтмены, Люди-совы и прочие обладатели смешных трико, встреченные ненароком на улице, всегда будут выглядеть в лучшем случае нелепо – хотя бы потому, что наши герои трико отродясь не носили. Да и расстрелы хиппи в 70-х или встреча гигантского синего человека с Нилом Армстронгом на Луне никогда не вызовут у нас такой же бури эмоций, как у среднего американца. Но вот поцелуй на фоне ядерного гриба или апокалипсис под Джими Хендрикса – штуки такие же интернациональные, как бунт одиночки или поиск собственного лица, превратившегося в подвижную кляксу Роршаха.

купить DVD "Хранители"

mediapark.com.ua

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: