Замужем за Европой
Ξ 27 марта, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
В "Молчании Лорны" каннские фавориты братья Дарденны ставят под вопрос сразу и свободу, и равенство, и братство. Молчание Лорны /Silence de Lorna, Le/ (2008) драма Режиссер: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Молодая албанка Лорна (Арта Доброши) — покладистая девушка в красных джинсах и с упрямым выражением лица — днем гладит в прачечной рубашки, а вечером возвращается в панельный дом к мужу-наркоману (Ренье), с которым у нее фиктивный брак для получения бельгийского гражданства. Местный жулик Фабио, проворачивающий грязные делишки, предлагает фиктивного мужа тихо умертвить и выйти замуж за богатого русского, тоже нуждающегося в европейском паспорте. С русским все обговорили, и бесполезный торчок оказывается последним препятствием к хорошей сделке. Главной помехой, однако, оказывается Лорна, которая проникается сочувствием к несчастному больному доходяге, решившему завязать с вредными привычками. Мечта Лорны о счастливом будущем и банковском кредите, за который почти внесен залог, оказывается под большим вопросом. Как и ее жизнь, судя по всему.
Цена этого вопроса — жизнь, деньги или труп — формулируется братьями Дарденнами с такой изящной реалистичной прямотой, что страшно становится даже не от того, убьют фиктивного мужа или не убьют — для этого есть хороший жанр триллера, Хичкок и Дэвид Линч. Страшный выбор и насильственная смерть, пугающие в кино как бы понарошку, представлены талантливыми братьями как реалистичный акт "вживления" в мир свободы, равенства и братства, к которому, как принято считать, мы все потихонечку стремимся. Этакая адская рутина, происходящая в центре цивилизованного мира под носом у Европейского парламента. Кстати, впечатленного "Лорной" и вручившего Дарденнам приз "Люкс" за лучшую картину, "иллюстрирующую универсальность европейских ценностей". Именно так. Универсальные ценности, однако, оказываются совсем не "люкс". Хмурые люди, убивающие друг друга за клочок бумажки с фотографией (братство), изматывающие средние планы (равенство), промытые хлоркой интерьеры и вечный ноябрь на дворе с его пасмурным, безбожным светом, не оставляющим никакой надежды (свобода). Такова "Лорна". В Европарламенте, вручившему картине приз, чье название переводится как "свет", заседают, судя по всему, или патологические оптимисты, или слепцы.
В своем мрачном беспросветном реализме Дарденны всегда были на высоте, но в "Лорне" этим реализмом они доводят историю до состояния ступора — если в "Дитя" и в "Сыне" режиссеры позволяли героям совершить правильный поступок и как-то отбрыкаться от судьбы, в "Лорне" эта маленькая форточка оказывается крепко заколоченной. В жизни, где все оказывается фиктивным, начиная с брака и свободы, и кончая беременностью главной героини, фиктивной окажется и мораль фильма. Мадонна, выдумавшая беременность, чтобы избежать насилия, и поверившая, что у нее есть ребенок — для социалистов и атеистов Дарденнов это, пожалуй, самый разоблачительный кинофинал во всем их творчестве. В общем, тем, кто еще продолжает верить в жизнь, людей и даже отмену визового режима, лучше от просмотра воздержаться. Впрочем, если следовать такой логике, залы на этом арт-хаусе должны быть битком набиты. Этого явно не будет, что позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом.
В ролях: Арта Доброши, Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Альбан Укай, Морган Маринне, …