Летная школа Озона
Ξ 3 июня, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
"Рики" Франсуа Озона рассказывает байку о крылатом ребенке, попутно отвешивая щелбаны европейскому социально-ответственному кино. Рики /Ricky/ (2009) комедия / драма / фантастика Режиссер: Франсуа Озон Кадр из фильма "Рики"
Утро, завтрак, вывезти мотороллер, отвезти дочь в школу, приехать на работу, оттрубить смену на конвейере, забрать дочку, поужинать, лечь спать — круг жизни симпатичной, чуть легкомысленной французской тетехи прервал быстрый секс в заводском туалете. Улыбчивый испанец-гастарбайтер оказался романтиком, "сделаем это по-быстрому" не ограничился, позвал в ресторан и скоро женщина обнаружила, что беременна и у нее полноценная семья. Дочка предложила назвать ребенка Рики. Так и сделали. Как-то раз мать обнаружила у младенца синяки на спине, решила, что гастарбайтер бьет ребенка, взбешенный мужик хлопнул дверью. А вскоре у Рики прорезались крылья. "У вас в роду были отклонения? — спросит доктор. — Не знаю... Его отец очень волосатый!" — честно ответит тетеха. Есть масса причин, чтобы не смотреть "Рики". Постер не вдохновляет. Вопли младенца невыносимы. Картинка тускловато-хмурая, как в настоящем социальном кино. Франсуа Озон, как обычно, пижон, обманщик и вообще, кажется, уже совсем не модный персонаж, чтобы так уж бежать со всех ног. Причина, чтобы пойти, в сущности, всего одна — идиотская растерянная улыбка, с которой выходят зрители с этого фильма. Умный, как бес, Озон заставляет любоваться младенцем с ангельскими крылышками даже мизантропов, готовых застрелиться при виде фарфоровых слоников, значка "Hello Kitty" или таблички "Евровагонка здесь". Кадр из фильма "Рики"
Дело тут даже не в том, что "Рики" — обидный щелбан социально-отвественному европейскому кино про евро-рабочих, евро-отчужденность и евро-женскую долю, хотя наблюдать нак мутирует жанр под взглядом Озона очень смешно. Все вторые смыслы, метафоры и щелбаны остается на потом, а в зале он очень увлекательно и убедительно рассказывает захватывающую байку о том, как у одной тетки и ее мужа-гастарбайтера родился мальчик и вот, как-то раз, она смотрит — а у него крылья. Ну и что ей было делать? Прятала она ребеночка, а он однажды вылез из тележки в супермаркете и давай летать по всему залу, вот переполоху-то было... Уже выйдя из кино можно гадать — произошло ли все на самом деле, был крылатый Рики фантазией девочки, ошеломленной тем, что у нее будет брат, или видениями самой беременной героини, следует тут усматривать образ отношений женщины с сыновьями, у которых всегда вырастают крылья и они норовят улететь, или Озона занимала неготовность к чуду, даже если оно летает по квартире. А в зале происходит то, что и должно происходить в кино — восхищение смешанное с недоверием. Кто-то осмеливается на подобные фокусы: взять идеальный кич, разобрать его до винтика, до перышка и собрать заново так, чтобы каждый увидел, что кич это просто самые сокровенные мечты, атомы желания, настолько простые, что способны жить веками. Кадр из фильма "Рики"
Человечность, которая нужна, чтобы отнестись к этим атомам с таким вниманием и сочувствием, настолько не вяжется с Озоном, что приходится напоминать себе — нет праведника без прошлого и автора "Увидеть море" без будущего.
В ролях: Александра Лами, Сержи Лопес, Жан-Клод Болль-Редда, Андре Вилмс