Идеолога арт-группы “Война” вынудили бежать из России / Алексея Плуцера-Сарно обвинили в организации преступной группировки художников
Ξ 26 ноября, 2010 | → | ∇ Новости отовсюду |
Москва-Таллин, Ноябрь 26 (Новый Регион, Алексей Усов) – Фольклорист, ученик профессора Лотмана, в последние годы руководивший «подрывной деятельностью» арт-группы «Война» Алексей Плуцер-Сарно вынужден был нелегально бежать в Евросоюз. По словам самого эмигранта, он спасался от неминуемого ареста. По его словам, правоохранители подключили его к делу группы «Война» в качестве организатора и руководителя преступной группировки. В дальнейшем Плуцер-Сарно должен был стать «основным обвиняемым по данному делу с максимальным сроком наказания по целому ряду статей и мерой пресечения арестом». Тем временем, следствие собирается предъявить обвинение еще одному участнику «Войны» – Наталье Сокол (Козленку), предварительно лишив ее родительских прав на полуторагодовалого сына. О подробностях и причинах побега за границу Алексей Плуцер-Сарно рассказал в интервью «Русской службе новостей». По его словам, несколько дней назад ему удалось нелегально пересечь границу РФ и остановиться в Таллине: «Да, я нахожусь за рубежом, в Таллине, практически безо всяких документов. Через границу меня перевезли эстонские влиятельные друзья. И я покинул нелегально Россию, чтобы избежать практически неминуемого ареста». Ученый-перфомансист сказал, что никогда больше не вернется в Россию. Причиной вынужденной эмиграции стала опасность ареста: «Я получил абсолютно достоверную информацию от моего юриста о том, что я уже фигурирую в деле группы «Война» в качестве организатора и руководителя преступной группировки «Война» и далее буду основным обвиняемым по данному делу с максимальным сроком наказания по целому ряду статей и мерой пресечения арестом». В комментариях изданию GZT.ru Плуцер также заявил, что арт-группа «Война» продолжит акции и перформансы против милиционеров и власти, которые предложили «художникам кошмар туберкулезного СИЗО как месть за требование немедленной реформы МВД, которой потребовала «Война» от лица всего арт-сообщества». Ранее были задержаны и помещены в «Кресты» активисты «Войны» Леонид Николаев и Олег Воротников. Вместе с ними была задержана активистка Наталья Сокол (Козленок), но ее пришлось правоохранителям отпустить – девушку спас ее полуторагодовалый «Каспер ненаглядный», активный участник акций «Войны». Сейчас, по информации из блога Плуцера-Сарно, Наталью Сокол тоже собираются арестовать и предъявить обвинение, предварительно лишив родительских прав. «Дознаватель Бородавкин и начальник отдела Ткаченко подтвердили информацию, что хотят привлечь к делу Козленка, задерживать ее 15 ноября не стали из-за ребенка», – рассказывается в новостях блога «Свободная Война». В ходе обыска у Козленка, матери полуторагодовалого Каспера, были изъяты все документы, включая паспорт. Документы так и не были возвращены. В минувшую среду Леониду Николаеву и Олегу Воротникову было предъявлено обвинение по статье 213, часть 1 пункт «б» УК РФ «Хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти». Максимальное наказание по данной статье составляет пять лет лишения свободы. На прошлой неделе суд определил для Николаева и Воротникова меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца. В случае появления в деле новых обвиняемых, арест будет продлен до полугода и больше. Поводом для уголовного преследования послужила акция «Дворцовый переворот» или «Х...му мусару – яйца мешают!»,которая состоялась в Санкт-Петербурге в ночь с 16 на 17 сентября. Тогда активисты прямо перед Михайловским замком перевернули милицейскую машину, в которой спал милиционер. Той же ночью активисты «Войны» перевернули в городе еще несколько милицейских машин, снимая происходящее на видеокамеру. Ущерб от «Дворцового переворота», указанный в материалах уголовного дела, составил 98 тыс. 90 рублей, сообщают участники «Войны». Хотя сами пострадавшие милиционеры указали в ночь акции ущерб в 500 рублей.Оба активиста отказываются давать показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции. По словам Плуцера-Сарно, предъявленная статья «жестока для такого случая, она предполагает наказание людей, совершивших преступление «по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»: «Помимо этого следователи сейчас пытаются пришить еще одну статью – 282-ю («действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»)». В последние годы деятельность художников-авангардистов все чаще становится поводом для вынужденной политической эмиграции. Первым политэмигрантом «свободной России» стал в 1998 году Авдей Тер-Оганян. Его перфоманс «Юный безбожник», где, помимо прочего, художник рубил топором репродукции икон, стала поводом для уголовного дела по сакраментальной 282 статье. Не дожидаясь суда, Авдей Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии. Вынужденным эмигрантом по 282-й статье стал и художник Олег Мавромати – после перформанса, во время которого художника распяли на кресте, прибив руки гвоздями. Не дожидаясь окончания расследования, он уехал и жил в США и Болгарии. Сейчас он оказался в Софии без документов – срок действия его прежнего паспорта истек, а нового ему не выдают. В декабре Болгария примет решение о предоставлении Мавромати статуса беженца. Виртуально участвуя на недавнем круглом столе «Художник против 282-й статьи», Олег Мавромати заметил, что в последнее время случаи политэмиграции и заведения на деятелей искусства уголовных дел по статье о «разжигании» участились. И посоветовал радикальным художникам опасаться за свою жизнь: «Те люди из художественного сообщества, которые на это не реагируют, видимо, думают, что их это не коснется. Но это может коснуться многих». «Мы (те, кто проходит по этим делам) – лакмусовая бумажка общества. Я занимаюсь радикальным искусством, которое катализирует какие-то процессы в обществе. Но те, кто не занимается ничем подобным, сейчас не могут считать, что их жизни вне опасности», – заявил Мавромати. Куратор Андрей Ерофеев заметил на это, что главная проблема художника сегодня в том, что он не является значимой фигурой для общества. При этом художник для властей автоматически является представителем оппозиции – от этого и преследования, и суды. При том, что о художниках общество толком ничего не знает, сегодня люди арт-среды оказались записанными в маргиналы. «Вышло так, что наш круг находится в оппозиции. Мы маргиналы, находимся на самом краю. Власть и общество в это поверили, и теперь так себя с нами ведут», – сказал куратор. Вместе с тем ультраправых националистов, громящих выставки и подающих заявления на художников в прокуратуру, общество почему-то маргиналами не считает, хотя именно их действия – а не акции художников – во многом противоправны, подчеркнул Ерофеев.
- Ничего не найдено