Национальную политику в России сейчас делают парни с битами / Священники и эксперты обсудили, “что такое настоящий патриотизм”
Ξ 28 декабря, 2010 | → | ∇ Новости отовсюду |
Москва, Декабрь 28 (Новый Регион, Матвей Свичеревский) – Что произошло на Манежной, в чем причины и истоки этих событий, что нужно делать, чтобы это не повторилось. Об этом размышляли накануне участники круглого стола «Память о прошлом: боль настоящего и взгляд в будущее». В дискуссии приняли участие представители разных религиозных конфессий, деятели культуры, ученые. Они также обсудили идею, обнародованную на заседании Госсовета РФ, о создании «общегражданской российской нации». Протоиерей Всеволод (Чаплин): Нам есть чему поучиться у кавказцев Для того, чтобы события подобные произошедшим 11 декабря на Манежной площади не повторялись, мало просто бороться с экстремистскими группировками, считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Русский народ должен получить большее влияние на политику», – заявил он. Правда, священник тут же добавил, что вместе с русскими, такое влияние должны так же получить и другие народы, населяющие Россию. Для этого, по словам протоиерея, нужно «собираться вместе, чтобы реально предлагать власти, обществу пути решения проблем». «Если межнациональные отношения находятся в кризисе, значит те, кто ими руководил, делали это неправильно», – считает он. Свое предназначение Чаплин видит в том, чтобы «слышать голос народа и доносить его до власти». Высказал священник свою точку зрения и по этической стороне вопроса. Кавказцев часто ругают, но русским есть чему у них поучиться, уверен он. За что стоит похвалить кавказцев, так это за скромность их девушек. «Когда женщина одевается и ведет себя так, что всем очевидно – она ставит своей целью завоевать самого крупного самца – это значит, что ее ждет несчастье. Она найдет самого глупого, вредного, плохого. Когда женщина одета скромно и красиво – она найдет себе лучшего представителя мужского пола», – говорит священник. Внешний вид человека, как женщины, так и мужчины, – это не только его личное дело, это вопрос будущего общества, считает Чаплин. Культуру в людях нужно воспитывать, уверен он. И даже предлагает метод воспитания: общественное порицание. «Если женщина одета в офисе как проститутка, другие женщины должны иметь право сказать ей, что так нехорошо, некрасиво», – пояснил протоиерей. Адольф Шаевич: От криков «Россия вперед!» патриотизм не наступает Вспоминая Манежную, главный раввин России Адольф Шаевич сказал, что люди должны понимать, насколько взрывоопасна эта ситуация. «Если это станет неуправляемым, начнется развал страны, – говорит раввин. – Подавляющее большинство населения России, независимо от национальности и религиозной принадлежности, не хочет этого». Решать проблему должно государство, а религиозные деятели могут лишь помогать власти в этом. «У нас нет государственной концепции, везде одни проблемы, начиная от рождения человека и кончая уходом в иной мир. На Манежке были молодые люди, родившиеся в новой России. Волнует ли государство, чем они живут, какие у них чаяния? По-моему, не волнует», – считает Шаевич. Идею создания «общегражданской российской нации», раввин назвал несерьезной. «Могу только угадать за этим современного Суслова – всем известного Владислава Юрьевича (Суркова – прим. «НР»). Большей глупости не может быть», – считает Шаевич. Россия, по мнению раввина, больна «отсутствием исторической памяти», а без нее невозможно строить будущего. Кроме того, Адольф Шаевич высказал мнение, что патриотизм начинается с семьи. «Патриотизм должен воспитываться, прежде всего, в семье, но сейчас это очень сложно, – считает он. – Потому что рассказываешь ребенку, что такое хорошо и как правильно, а он выходит на улицу и видит совсем другое. От того, что мы с экрана кричим какая великая у нас страна, кричим «Россия вперед!», ничего не изменится». Гарри Бардин: слава богу, что у националистов пока нет лидера Режиссер Гарри Бардин предложил священникам не забывать, что религия у нас отделена от государства. А власти нужно срочно выстраивать межнациональную политику в стране. «Несколько лет, когда скинхеды гнобили кавказцев, – все это списывали на хулиганство. Теперь скинхэды выступают во всех городах. У них своя структура. Она пока разобщена на наше счастье. Но это до того момента, пока у них не появился яркий, харизматичный лидер. Как только он появится, не дай бог, он их объединит и приведет этих людей в Кремль. И это будут нелюди», – предрекает режиссер. Сегодняшняя ситуация порождена самой властью, которая делит людей на наших и не наших, а молодежь на селигеровскую и не селигеровскую. «Митинг на Пушкинской площади, противостояние у Хамовнического суда, это все показатели противостояния власти и народа. И дело не в Лебедеве и Ходорковском. Дело в справедливости: есть она сегодня или нет», – говорит Бардин. Власть ничего не делает и поэтому национальную политику сейчас берут на себя подростки с битами. «Нам нужно вернуть изначальный смысл патриотизма. Сегодня это слово затрепали на Селигере, извратили казнокрады и взяточники, которые думают, что чем больше они кричат, тем легче скрывать свои делишки. Патриотизм это созидание. Если бежать вперед с отвернутой назад головой, мы ничего не создадим. Нужна стратегия», – говрит Гарри Бардин. Владимир Лавров: мы подошли к черте Заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров сравнил Россию до революции 1917 года и современную. «К тем царям можно предъявить ряд претензий, но это были люди без раздвоенного сознания, раздвоенной духовно-нравственной составляющей, – утверждает историк. – А у нас какая идеология? Мы объединяем Войкова и Николая Второго. Это раздвоение сознания, то есть шизофрения. Пытаются объединить терпимость к Сталину и Солженицына. Как это? Это невозможно объединить. В результате люди перестают понимать, что такое добро и зло». Депутаты Госдумы обратились к мэру Москвы с просьбой убрать имя Войкова из названий столичных улиц, станций и так далее. Но московское правительство ответило отказом. «Что это такое?, – возмущается Лавров. – Власть защищает детоубийц, цареубийц, подонков. Вот мы получим таких подонков на наших улицах и площадях». Народ сейчас дезориентирован, люди не знают, в какой стране живут, куда и зачем мы идем. «На улицах кругом пьяные, матерщина, вечером страшно ходить. Ощущение, что мы подошли к черте. Надо остановиться и начать духовно-нравственное возрождение. Российский патриотизм базируется на великой истории и культуре России. Здесь истоки настоящего, не придуманного патриотизма», – уверен историк. Пинхас Гольдшмидт: самое страшное это молчание Рассуждая о причинах и истоках Манежки, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, вспомнил, как недавно ехал в метро и на него напал молодой человек лет двадцати. Нападавший выкрикивал лозунги времен третьего Рейха, о необходимости убивать евреев, причем на немецком языке. «Но меня больше поразила реакция – никто не сказал слова, – рассказывает раввин. – Тогда я понял – проблемы не в том, что есть синхэды и экстремизм. Главное это молчание. Это самое опасное». Пинхас Гольдшмидт считает, что в отличает от прошлого, светского века, 21-й является веком религиозным. Религия может как объединять, так и разъединять людей. Объединить народы, проживающие на территории РФ может язык, культура, общее прошлое и общее будущее. «Что такое патриотизм? Это расширенное «я». Патриот желает для своего государства того же, что желает для себя. Он должен уважать свое государство, как уважает себя», – считает раввин. Сергей Чапнин: православие может стать оправданием для погромов Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин уверен – причина многих проблем в том, что сейчас редко встречается истинное, духовное восприятие религии. «Религия воспринимается как идеология, – поясняет он. – Поэтому неслучайно, что на Манежке можно было встретить представителей, так называемых, православных организаций». «Сниженное» понимание религии, восприятие православия, как идеологической доктрины, может привести к тому, что оно станет прикрытием и оправданием для межнациональных шествий и погромов. Что касается идеи создания некой общегражданской нации, Чапнин также считает ее утопической. «Что есть наш национальный идеал? Какой системой ценностей эта нация будет жить? Для единой системы ценностей мы пока не созрели», – уверен он. По мнению Сергея Чапнина, патриотизм, основанный только на прошлом, не жизнеспособен. «Кроме патриотизма должна быть правда», – считает он. Игорь Гарькавый: патриотизм это не любовь к власти По мнению директора Мемориального научно-просветительского центра Бутово Игоря Гарькавого, гражданская нация – это вымысел, государство нацию создать не может. Объединить же Россию могут три вещи: язык, исторический опят и единая территория проживания. «Патриотизм сейчас стали понимать, как любовь к власти. Это совсем не так. «Патрио» – значит Родина. Необходимо создать механизм, который связывал бы человека и место где он живет», – рассуждает Гарькавый. Проблема национализма, проявившаяся на Манежке, – это проблема адаптации оторванности людей от своей земли, уверен он. «Это касается не только мигрантов, которые приехали издалека, но и русских людей, – считает историк. – Что русский человек знает про это место? Если спросить молодых людей, которые приехали жить в столицу, где в Москве памятник Пушкину, они не ответят. А чтобы любить, нужно знать». Владимир Мамонтов: без справедливости нет патриотизма По мнению президента редакции газеты «Известия», члена Общественной палаты РФ Владимира Мамонтова для патриотизма нужны несколько вещей, которых в России нет. «Все хорошее базируется на идее справедливости, – поясняет он. – Есть в России справедливость? Нет. Откуда возьмется патриотизм без справедливости, без имущественной справедливости. Когда страна начинает глобальные проекты, ведет огромные стройки, а рядом люди не могут найти работу и пенсия 5 тысяч рублей? Откуда возьмется патриотизм, когда кто-то летит в будущее на Сапсане, а ты по-прежнему на обочине жизни?». Нет в России равноправия, нет у ее граждан чувства безопасности. «Мы не чувствуем себя в безопасности при виде милиционера и при виде темного переулка, – говорит Мамонтов. – Разрыв между социальными группами увеличивается на наших глазах. Он уже очень велик». События на Манежке, сами по себе, не столь интересны, считает Мамонтов. Гораздо важнее реакция на них общества. То, как этот митинг всколыхнул общественное сознание, уже нельзя не заметить, уверен он. КириллКоляда: нам нужно покаяться Раз Господь сотворил разные нации – значит, так лучше и в этом разноцветии «проявляется красота божьего мира», считает настоятель подмосковного храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей КириллКоляда. Тема памяти о пережитых трагедиях должна стать главной в деле объединения народов, уверен священник. «Это не взгляд назад, мы не уходим в историю, – говорит протоиерей Кирилл. – Нам нужно покаяние, но не в русском понимании этого слова – прийти и побиться лбом о пол. Покаяние переводится как «изменение ума». Чтобы объединяться, нам нужно изменение ума. Нужно понять и принять, что ответственность, за все то страшное и великое, что произошло в нашей истории, лежит на всем народе, на нас на всех. До тех пор, пока мы будем возлагать вину на кого-то и искать виноватых – ничего не изменится».
- Ничего не найдено