Поднимите им веки
Ξ 7 апреля, 2010 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
"Слепота" Фернандо Мейреллиша — экранизация романа Жозе Сарамаго от автора "Города бога" и "Преданного садовника" c Берналем и Джулианной Мур. Слепота /Blindness/ (2008) драма / триллер Режиссер: Фернандо Мейреллес
Жители города N — с небоскребами, автомобильными пробками и пальмами, но явно не Лос-Анджелеса — ни с того ни с сего начинают быстро слепнуть, притом в самые неподходящие моменты: сидя за рулем или только что испытав оргазм. Озадаченный врач-окулист (Марк Руффало), перерывший за ночь все справочники, чтобы определить синдром, на следующее утро слепнет тоже. Власти, заподозрив эпидемию, изолируют слепцов в карантинной зоне, где герои, отрезанные от всего остального мира, проведут две первые трети фильма, разрываясь между гуманизмом, дарвиновской борьбой за кусок хлеба и большим желанием придушить местного тирана (Берналь) — бывшего бармена, контролирующего раздачу гуманитарной помощи на очень унизительных условиях. В последней трети, когда слепнут асболютно все, включая охрану карантина, гуманизм все же побеждает с маленькой помощью супруги окулиста (Джулианна Мур), единственного зрячего героя фильма.
Прекрасно можно понять мастеров экрана, которым не дает спокойно спать творчество нобелевского магического реалиста Жозе Сарамаго. Его романы, где то Пиренейский полуостров, отколовшись от Европы, пускается плавать по Атлантике, то, ни с того ни с сего, перестают умирать старики, строятся на совершенно фантастических, но простейших допущениях, которые просто руки чешутся перенести на пленку. С другой стороны, перенести их так, чтобы не получился скверный анекдот или, наоборот, духовное иносказание, от которого будет также стыдно, затруднительно: все эти магические реалисты — великие мастера по нагнетанию неуловимой атмосферы - переносятся на пленку с большим трудом. Похоже, что в случае "Слепоты" все свои режиссерские активы Фернандо Мейреллиш употребил на то, чтобы подобрать ключ к такому правильному сгущению романной атмосферы, чтобы зритель сопереживал аллегорической слепоте не меньше, чем, скажем, окружающей нас магической реальности, где можно в любой момент заразиться от свиньи гриппом. Соломоново решение он нашел, но получил на выходе нечто несуразное: два часа кряду "Слепота" опасно балансирует между триллером про ослепших горожан, потерявших из поля зрения супермаркет, и пафосной, философской аллегорией про внутреннее око, делающее нас божьими созданиями. При этом на какие-то оригинальные, самостоятельные телодвижения сил у фильма, вынужденного балансировать на этой тонкой грани, просто не хватило.
Мейреллиш взялся за Сарамаго не случайно: одномоментная потеря зрения большим числом людей — действительно удобный повод, чтобы спроецировать на большой экран глобальную коррупцию через замочную скважину личной драмы. В "Городе Бога" и "Преданном садовнике" у него это прекрасно получилось на вполне реальном материале. В "Слепоте", на материале фантастическом, метод дал осечку: в момент, когда надо улавливать гальванические токи между Руффало и Мур, камера переключается на толпы ослепших статистов, щупающих руками воздух и разгуливающих гуськом по кадру, а когда возвращается к героям, с ними происходит то же самое, что со всеми остальными: они никак не могут нащупать друг друга до самого конца картины, хотя у героини Мур со зрением, вроде, все в порядке.
В общем, "Дитя человеческого", только про слепых, у Мейреллиша не получилось: апокалиптическая напасть свелась к курьезной микроэпидемии в городе N, глобальная коррупция — к ослепшему бармену, страдающему манией величия, приобретшей в исполнении Берналя совсем уже несерьезные масштабы, а философский триллер — к выходу Джулианны Мур, втыкающей ножницы в горло слепца, когда ему делают минет за пакетик сублимированного супа. Продолжай наши прокатчики страдать профессиональной слепотой, в упор не видя эту каннскую картину, которой исполнилось уже два года, мы бы, пожалуй, ничего не потеряли.
В ролях: Джулианна Мур, Марк Руффало, Алиса Брага, Гаэль Гарсиа Берналь, Дэнни Гловер, …