Москва бесовская
Ξ 23 апреля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Семен Кваша Фильм Сергея Струсовского "Блаженная" оказался не романтической драмой для девочек, а историей с моралью об ужасах большого города, в котором все приличные люди безумны. Блаженная (2007) драма / мистика Режиссер: Сергей Струсовский Это страннейшее кино начинается с небольшого рисованного мультфильма, действие которого происходит на третий день Творения, когда Земля покрылась цветами и растениями. Он рассказывает о красивом Колокольчике и злобном Чертополохе, который был так покорен его красотой, что готов был его убить и съесть. Ни счастливого, ни трагического конца у этой истории нет — мультфильм кончается колокольным звоном и монах, записывающий эту странную притчу в своей келье, говорит, что люди стали отливать колокола, чтобы предупреждать об опасностях, и что колокольный звон истребляет ложь. Дальше начинается собственно фильм: семья завтракает в очень бедной, но чистой квартире. Потом папа убьет маму, и маленькая девочка Александра в трусах и майке будет щупать ей пульс. Потом эта девочка вырастет (взрослую играет Карина Разумовская) и отправится в Москву где у нее есть дедушка-олигарх по фамилии Прохоров (Вячеслав Жолобов) — совсем кинематографисты страх потеряли, еще бы Дерипаской его назвали. Девушка стала художницей, но дедушка хочет ее отправить в налоговую академию. Блаженная наивна, провинциальна и у нее чистое сердце. В Москве же живут одни упыри. А те, кто на первый взгляд милы и обходительны, например, сразу влюбившийся в нее помощник олигарха Роман (Даниил Страхов) — упыри совсем жуткие. После того, как девушку на улице изнасилует очередной упырь, который в последствии окажется психиатром, она начнет слышать голоса и видеть духов. Финал окажется, впрочем, вполне благополучным. У картины была очень странная реклама — вместо официального синопсиса предлагалось очень духовное описание идей, излагаемых в фильме. От этого казалось, что режиссер и продюсер-дебютант Сергей Струсовский затевался снимать романтическую историю для девочек, с душещипательной музыкой, моралью "все мужики сволочи" и чистой светлой слезой в конце. Но как-то против воли у него получилось нечто совершенно иное — внятное сологубовское описание Москвы как города убийц, насильников, падальщиков и бесов. Безумный бомж-уголовник, которого видит сошедший с ума дедушка-олигарх и пытается откупиться от него рублем — лучший дьявол на экране со времен искусителя в исполнении Розалинды Челентано в "Страстях Христовых". Романтический помолигарха — чувствительный Иуда. Столица нашей родины — место, явно заждавшееся очистительной серы с небес. Повесить тут бирочку "Груз 200"-лайт мешает качка, в которую попал художественный мир "Блаженной". С одной стороны, половину кадров можно распечатать и повесить на стенку — когда в какой-то момент апельсины выпадают из ящика и рассыпаются по голубоватому полу, это может сравниться с живописностью "Девушки с жемчужной сережкой". С другой, хотя полные ужаса и слез глаза Ксении Разумовской впечатлительному человеку будут сниться по ночам, в части актерской фильм изрядно проиграл части операторской. Безумное количество длинных крупных планов, которые должны выдавать всю глубину чувств, владеющих персонажем, не выдают ничего особенного — кроме, разумеется, трогательной и душещипательной музыки Александра Пантыкина, которой в фильме много настолько, что хочется научиться читать по губам и вставить беруши. А с третьей, дело, конечно, не в этом. Вот, например, советская звезда Галина Яцкина, сыгравшая горничную, перед премьерой прочла речь. В ней она сообщила, что в отличие от других фильмов, с насилием и копирующих запад, это фильм с моралью. Странное у госпожи Яцкиной представление о морали, но, впрочем, ей видней.
В ролях: Карина Разумовская (Александра), Даниил Страхов (Роман), Вячеслав Жолобов (Прохоров), Галина Яцкина (Горничная), Александр Масалов (Юрист), …
Кадр из фильма "Блаженная"
Кадр из фильма "Блаженная"