Унесенная памятью
Ξ 9 мая, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Иван Куликов Мультфильм "Еще вчера" Исао Такахата — совершенно взрослая история с обширными детскими воспоминаниями от соратника Хаяо Миядзаки. Еще вчера /Omohide poro poro/ (1991) анимация / драма Режиссер: Исао Такахата Все удивляются, почему молодая, пригожая Таэко каждое лето уезжает из Токио не на заграничные курорты с кавалерами, а в деревню к родственникам — собирать рис. Мама по телефону звучит все тревожней и настойчивей: дочка, которой уже под тридцать, опять рассталась с потенциальным женихом и, похоже, вплывает в бальзаковский возраст, где на тему замужества можно уже не дергаться. Таэко и не дергается: берет отпуск и уезжает в село собирать колючие цветочки, из которых фермеры добывают красный колер. Японцы добавляют его в губную помаду для модниц еще со времен "Записок у изголовья". "Еще вчера" Исао Такахата — обстоятельная, бесподобно нарисованная, вдающаяся в мельчайшие детали анимация от студии "Джибли" о превратностях девичьего взросления, которая сильно отличается от историй на ту же тему, снятых Хаяо Миядзаки. Вообще, как-то несправедливо забывают, что "Джибли" — студия не одного, а двух больших японских режиссеров (которые, собственно говоря, ее и основали). Но Исао Такахата известен меньше именитого коллеги и напарника. Хотя в 90-х, например, фильмов у него вышло больше — у Миядзаки два, у Такахата три. А перед ними еще и самая известная картина Такахата — пронзительная, трагичная "Могила светлячков" о двух сиротах, пытающихся выжить в Японии во время Второй мировой войны. Кстати, "Моего соседа Тоторо", не попавшего в самостоятельный прокат как слишком детский и короткий, крутили перед "Светлячками" в качестве бонуса, хотя сложно представить себе более противоположные по духу зрелища: в одном ищут кров и еду, в другом обнимаются с большой плюшевой игрушкой из счастливого лета детства. И более противоположных режиссерских методов. Такахата — ортодоксальный реалист. Он не жалует фэнтези и всякого рода симпатичный эскапизм, в его фильмах нет летающих драконов, дирижаблей на паровом ходу и потусторонних бань. Впрочем, "Еще вчера" из реалистического ряда несколько выбивается. Главную героиню, которой этим летом нужно срочно повзрослеть, иначе беда, Такахата отправляет по волнам памяти прямиком в детство, в середину 60-х, в пятый класс с его пубертатными проблемами, первой неразделенной любовью и первыми месячными. Самыми невинными во всей мировой истории месячными, но из-за которых "Дисней", купивший на фильм права, долгое время отказывался прокатывать картину в Штатах (из-за чего широкая публика оценила шедевр Такахата с некоторым опозданием). Добрая половина картины — это воспоминания главной героини, в которых спрятана разгадка ее затянувшегося одиночества и неспособности довериться другому человеку. Воспоминания — тоже в некотором смысле альтернативная реальность, наше "внутреннее фэнтези" — выполняют здесь абсолютно ту же воспитательную роль, что и трудовая повинность в волшебном банно-прачечном комбинате у волшебницы Юбаба в "Унесенных призраками". Только вместо призраков Такахата эксплуатирует цепкие детские комплексы, которые пленили и не отпускают душу Таэко к счастью и любви. А любовь со счастьем — вот они: словоохотливый симпатяга Тошио, молодой фермер, выращивающий на навозе биологически чистые огурцы, томится и бродит где-то рядом. Осталось всего ничего — вырвать из памяти последний колючий цветок и бросится в мужские объяться, смазав губы красным соком.
В ролях: озвучание: Мики Имай, Тосиро Янагиба, Ёко Хонна, Маюми Иидзука, Масахиро Ито, …
Кадр из фильма "Еще вчера"
Кадр из фильма "Еще вчера"
Кадр из фильма "Еще вчера"