“Тигры” у нас
Ξ 4 февраля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Ксения Рождественская, фото: International Film Festival Rotterdam На фестивале в Роттердаме победил национальный колорит, "Груз 200" Балабанова получил приз критики — интересно, как будет на голландском "мухи у нас".
В общем, все тигры достались национальному колориту. Вручили — и хорошо. Нас же должно больше всего радовать (или удивлять?), что фильм Алексея Балабанова"Груз 200", названный в буклете "отталкивающим триллером", получил приз KNF — приз голландских критиков, который, в частности, подразумевает некий грант на создание голландских субтитров. Интересно, как будет на голландском "мухи у нас..."
Ретроспектива фильмов Светланы Проскуриной всех настолько порадовала, что ею заинтересовалось несколько синематек и фестивалей, даже, говорят, Трайбека. Вообще же к концу фестиваля народу в залах становилось все больше, фирменный роттердамский авангардизм никого не пугал, в рейтинге зрительских симпатий первое место занял франко-иранский мультик "Персеполис". "Груз 200", кстати, в этом списке на сто первом месте. Один из молодых режиссеров, голландец Дэвид Фербек, увидев, что на его "Шанхайский транс" — стилизацию под китайскую лав-стори, — набился полный зал, самокритично заявил: "Я думаю, это самое большое количество зрителей, которое когда-либо придет на мой фильм".
Эти слова можно отнести ко многим фильмам, показанным на нынешнем Роттердамском фестивале. Например, американская "Реальная угроза" Поля Крика — сатира на теории заговоров по поводу 9-11, снятая на видео, но черно-белая. Герой занимается в основном тем, что ездит туда-сюда на велосипеде с Очень Важной Кассетой, Которая Доказывает Все, и видит во сне, как он прыгает с небоскреба. В паре с ним сатирически кривляется Элина Ловенсон, одна из любимых актрис Хэла Хартли. Кроме того, в фильме присутствуют псевдонуаровые незнакомцы, чьи тени кажутся длиннее, чем должны быть тени честных людей; мешок с собачьей едой, куда складывают Очень Важные Кассеты; убитый паренек, лежащий в позе распятого Христа с привязанными к кровати руками, и другие штампы, которые очень интересно придумывать и использовать, но невыносимо скучно смотреть. Вообще, для многих молодых режиссеров словосочетание "экспериментальное кино" сегодня ассоциируется с видеосъемкой, а чтобы не было очень похоже на home video, изображение делается черно-белым с редкими цветными вкраплениями. Результаты чаще всего оказываются устрашающими.
Что же касается пальм, которые стояли в кадках посреди улицы недалеко от входа в главный фестивальный центр, то они, оказывается, действительно были поставлены ради создания фестивальной атмосферы. Когда шел снег, пальмы выглядели особенно гордо. Интересно, куда их денут теперь, когда Роттердамский фестиваль закончился, — отвезут в Берлин, где вот-вот откроется Берлинале?