Мою любовь зовут на “К”

Ξ 3 июня, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Сергей Бережной

Накануне главного фестиваля отечественного кино мы решили разобраться с тем, что происходит после фестивального праздника — с судьбой российских картин в российском прокате.

Как говорится в популярной девчоночьей игре, "Мою любовь зовут на "К" — имея в виду, что первая буква в словах "кинематограф" и "касса" совпадает. Кино является не только великим искусством, но и грандиозной индустрией. И если как искусство оно вполне заслуживает эстетических оценок, стилистического анализа и культорологических исследований, то как индустрия оно, безусловно, достойно и бухгалтерского аудита. Достойно аудита и российское кино.

Все выглядит так, будто мрачная эпоха отечественного кинематографа позади, цифры говорят об этом с той же неопровержимой ясностью, с которой градусник, коварно опущенный школьником в горячее молоко, показывает заботливой маме, что в школу ее чаду сегодня идти не стоит. Мрачная эпоха — это не эпоха несмолкающего нытья творческих киноработников (если подходить к эпохе с такой меркой, то нынешняя эпоха тоже очень, очень мрачная), а эпоха тотального развала российского кинопроката, когда кассовый хит — "Брат"Алексея Балабанова — мог предъявить непредставимые ныне прокатные сборы аж в 40 тысяч долларов...

Но — минуло десять лет, прокат заново отстроен, кассовые сборы растут ежегодно, причем такими темпами, что Россия считается ныне одним из самых динамично развивающихся мировых прокатных рынков. По оценкам зарубежных аналитиков, 2006 год наши кинопрокатчики закрыли с результатом в 413 миллионов долларов, а 2007 — с итогом в 569 миллионов, что дает нам впечатляющий рост на 37% (эти цифры учитывают итоги проката как зарубежных, так и отечественных фильмов).

К сожалению, российская статистика по кинопрокату не вполне прозрачна, данные прокатчиков порой могут быть завышены, чтобы не огорчать инвестора (в роли которого частенько выступает государство). К чести крупнейших российских прокатчиков можно заметить, что их официальные данные обычно не слишком расходятся с информацией инсайдеров, а допускаемая ими игра с цифрами не выходит за пределы некоторой "оптимизации", распространенной и в американской киноиндустрии. Поэтому большую часть приведенной ниже статистики вполне можно использовать как достаточно надежный ориентир.

Укрупнение капитала

Итак, перед нами итоги двух лет российского кинопроката — года 2006-го и года 2007-го, и мы попытаемся определить, как и за счет чего растет прокат продукции отечественного кинематографа.

Сухие цифры.

Параметр20062007%млн. долларов СШАСуммарный итог проката зарубежных фильмов300,811 424,991+41%Суммарный итог проката отечественных фильмов112,643 144,760+29%Доля сборов зарубежных фильмов в российском прокате73%75%+2%Доля сборов отечественных фильмов в российском прокате27%25%-2%Количество зарубежных фильмов в российском прокате196271+38%Количество отечественных фильмов в российском прокате6378+24%Доля зарубежных фильмов 76%78%+2%Доля отечественных фильмов 24%22%-2%

Общая сумма сборов от проката за год значительно выросла по обеим категориям фильмов, но прокат импортных фильмов рос заметно быстрее. При этом соотношение прокатных сборов зарубежных и отечественных фильмов остается в общем неизменным (изменение на 2% практически попадает в пределы статистической погрешности) — российские фильмы уверенно удерживают четверть прокатного рынка, и в целом прокатываются чуть лучше, чем западные.

Но это "в целом" при более детальном взгляде на картину проката оказывается весьма и весьма обманчивым. На самом деле этот "перевес" в эффективности российскому прокатному списку дают лишь несколько картин, ставших в нашем прокате настоящими и безусловными бомбами, именно они и держат все наши показатели "на плаву". В 2006 году шесть самых кассовых фильмов (10% от общего списка проката — назовем их "десятипроцентными сливками") дали 65,6% от общего бокс-офиса отечественного кино.

1. "Дневной дозор" — 31 965 тыс. долл.
2. "Бумер. Фильм второй" — 13 479 тыс. долл.
3. "Сволочи" — 9 663 тыс. долл.
4. "Питер FM" — 7 242 тыс. долл.
5. "Охота на пиранью" — 6 189 тыс. долл.
6. "Князь Владимир" — 5 396 тыс. долл.

В 2007 году 7 фильмов (те же 10% от общего списка проката) дали уже 71,3% всех сборов.

1. "Волкодав" — 20 035 тыс. долл.
2. "Жара" — 15 630 тыс. долл.
3. "Бой с тенью 2: реванш" — 11 764 тыс. долл.
4. "Любовь-морковь" — 11 580 тыс. долл.
5. "Код Апокалипсиса" — 8 035 тыс. долл.
6. "12" — 6 813 тыс. долл.
7. "Монгол" — 6 504 тыс. долл.

Обратите внимание: чем выше доля, завоеванная в прокате "десятипроцентными сливками", тем хуже отработали остальные 90%. В кинопрокате наблюдается нечто вроде "укрупнения успешного капитала" — как бы "богатая" группа фильмов становятся все "богаче", а "бедная" группа — "беднее". Бурно развивающийся отечественный кинопрокат делает ставку на сверхуспешные фильмы, все больше игнорируя прокатных "аутсайдеров". Это, в общем, совершенно естественно, однако если развитие будет продолжаться в том же направлении, то, похоже, в нормальный прокат вскоре сможет пробиться все меньшее и меньшее число фильмов. Точнее, прокат очень четко разделится на две части — "широкий" (от 200 копий фильма в прокате) и "ну, мы тоже пару раз прошли на большом экране"; промежуточные варианты окажутся крайне маловероятны.

Растет и такой интересный показатель, как усредненые сборы — в среднем отечественные фильмы в 2006 году собирали в прокате 1788 тысяч долларов, а в 2007 — 1856 тысяч, что также говорит скорее об усилении позиций в прокате фильмов с "толстой" кассой.

За нами тысячи копий

Комментирует генеральный директор 'Каро Премьер' Алексей Рязанцев

Конкуренция между прокатчиками идет не за западные блокбастеры, а за российские коммерческие фильмы. Читать дальше...

Существенные изменения произошли и в таком важном показателе, как количество копий, которыми фильмы выходят в прокат. Еще недавно 315 прокатных копий "Ночного Дозора" выглядели цифрой исключительной, но в 2006 году "Дневной Дозор" вышел уже на 518 копиях, а в 2007 году уже целых семь фильмов удостоились суперпроката с числом копий более 500 — причем "Код Апокалипсиса" поставил новый национальный рекорд, выйдя на 656 копиях. Такой быстрый рост числа экранов позволяет предположить, что и в ближайшие годы снижение зрительского интереса к отечественному кино нас как минимум не ждет.

И, как водится, немножко об экстремумах — то бишь рекордах. "Лучших по кассе" мы уже определили, худших не определить — ибо несть им числа (каждый год делается не менее сотни картин, которые вообще не выходя в прокат и не попадают в прокатные реляции — или же выходят скромной одной-двумя копиями и о сборах их продюсеры сообщать стесняются). Но кроме кассы есть еще несколько интересных соотношений, с которыми стоит поиграть.

Во-первых, это сборы на одну прокатную копию. Этот показатель, что интересно, падает — если в 2006 году отечественные фильмы собирали на копию в среднем 6980 долларов при среднем тираже фильма 127 копий, то в 2007 году при среднем тираже 179 копий средние сборы на копию снизились до 5950 долларов — то есть, в целом каждая копия "отработала" хуже, демонстрируя некоторое падение посещаемости. Абсолютным рекордсменом по рентабельности копии остается "Дневной Дозор", собравший в 2006 году на одну копию 61700 долларов; лучший результат 2007 года у "Волкодава", и этот результат к "дозорному" и близко не приближается — 33300 долларов на копию.

Время-не-ждет

Во-вторых, интересно также то, сколько дней отечественные фильмы держатся в прокате. Этот показатель в России вынужденно снижен из-за масштабного DVD-пиратства (борьба с которым по-прежнему не столько эффективна, сколько показушна) и из-за того, что студии сами же пытаются подорвать свой кинопрокат "быстрыми" DVD-релизами. Средний показатель тут пока не меняется — типичный прокат отечественного фильма длится пять недель. Однако и здесь есть "светлые пятна" — "Итальянец", стартовав умеренными 45 копиями, продержался в прокате 17 недель, и вышедший в 2007 году на 30 копиях фильм "Потапов, к доске!" шел в прокате столько же. Для блокбастеров типичном сроком экранной жизни можно считать 12 недель — и в наших условиях это довольно много.

Со сроками проката связан еще один прокатный коэффициент — сборы на один день проката. Здесь всегда в выигрыше оказываются интересные фильмы, выходящие малым экраном — например, в 2006 году по этому показателю "Дневной дозор" (726 долларов с копии за день проката) подвинула вышедшая в прокат всего на четыре дня и сего лишь одной копией лента "Вокальные параллели" (2094 доллара с копии за день проката). Однако в 2007 году лидерство по этому показателю досталось именно кассовому блокбастеру — фильм "Любовь-морковь" собрал на копию в день проката 565 долларов — а если учесть его феноменальные общие сборы при незапредельном производственном бюджете, можно уверенно сказать, что этот фильм вообще стал самым успешным кинопроектом прошлого года.

Деньги к деньгам

Комментирует Кирилл Ануфриев, продюсер кинопрокатной группы 'Наше Кино'

Если говорить о прокате в целом, то в 2007 году увеличилось число попыток выводить в прокат фильмы отечественного производства, но при этом отдача от их проката в целом снизилась.

Читать дальше...

Прокатчики отечественных фильмов, в общем, соревнуются именно в том, кто точнее определит высоту и направление волны зрительского интереса. Хотя отдельная статистика только по российским фильмам малоосмысленна, так как гораздо большая часть оборота крупных компаний приходится на прокат импортных блокбастеров, но, интереса ради, давайте посмотрим, какие фирмы и с какими итогами вкладываются в продвижение отечественных творений. Учтены только те картины, об итогах проката которых существует более-менее официальная информация. И, как уж говорилось, особенности национальной киностатистики не позволяют воспринимать эту сводку иначе как приблизительный ориентир.

Успехи компаний в прокате отечественных фильмов в 2006 году (перечислены только 6 лидеров):

"Гемини" / "Двадцатый Век Фокс СНГ" — 7 фильмов — 42 548 тыс. долларов
"Каро Премьер" — 11 фильмов — 30 259 тыс. долларов
"Централ партнершип" — 10 фильмов — 14 243 тыс. долларов
"Парадиз" — 10 фильмов — 12 940 тыс. долларов
"Каскад" — 3 фильма — 6 261 тыс. долларов
"Лизард" — 1 фильм — 4 891 тыс. долларов

Успехи компаний в прокате отечественных фильмов в 2007 году (перечислены только 6 лидеров):

"Централ Партнершип" — 16 фильмов — 54 655 тыс. долларов
"Каро Премьер" — 12 фильмов — 36 871 тыс. долларов
"Гемини" / "Двадцатый век Фокс СНГ" — 7 фильмов — 21 426 тыс. долларов
"Каскад" — 7 фильмов — 12 247 тыс. долларов
"Наше Кино" — 9 фильмов — 9 295 тыс. долларов
"Парадиз" — 5 фильмов — 7 434 тыс. долларов

Группа "Наше Кино", которая целенаправленно занимается отечественным кинематографом, в 2006 году прокатывала топовые фильмы в основном совместно с "Каро Премьер", а в 2007 году заметно больше внимания уделила самостоятельному прокату — так что ее вклад более существенен, нежели заметно на первый взгляд, и это достойно отдельной ремарки.

А в остальном — ситуация интересная. "Централ Партнершип" сделал громадный рывок в лидеры (за что должен сказать спасибо "Волкодаву", "Бою с тенью 2" и "1612"); "Каро Премьер" демонстрирует дивную стабильность, а "Гемини" соскочил с первой строчки на третью, сбросив обороты аж в два раза. Интрига завязывается и непременно будет иметь продолжение в 2008 году, который корнями буквально впивается в 2007 год. В самом конце декабря вышли несколько фильмов, прокатные результаты которых по сложившейся уже традиции будут доминировать до следующих новогодних премьер — буду сильно удивлен, если 50 миллионов долларов, собранные "Иронией судьбы 2", кому-то (даже "Обитаемому острову") удастся перебить, в этом случае годовые результаты нас ожидают невероятные.

Впрочем, уже и так понятно, что неудачным этот год не будет.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: