“Обитаемый остров” по сравнению со “Звездным десантом”
Ξ 14 июня, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Семен Кваша На Кинорынке, который происходит одновременно с Кинотавром, прошла презентация фильма "Обитаемый остров" — показали несколько сцен из самого ожидаемого русского блокбастера этого года. Продюсер фильма Александр Роднянский ответил на несколько вопросов о мире Полдня, мире Саракша, танковых атаках и эргономике автоматов. - На презентации "Обитаемого острова" вы сказали два главных слова: "Мир Полдня". То есть вы оставили эту концепцию? В будущем 22 веке будет коммунизм? Как ваш Мир Полдня соотносится со Стругацкими? - Это и есть Стругацкие. Мы вслед за ними принимаем их метафору, их правила игры. Предположим, что существует некое идеальное общество. Предположим, что в этом идеальном обществе люди преодолели проблемы первого этапа своего развития. Не случайно он называется "Мир Полдня", такая зрелость человечества. До какой степени они в состоянии вмешаться в дела других, не столь совершенных миров, принять их проблемы, беды и нервы того общества, в котором оказывается герой Мира Полдня. Об этом же книга Стругацких и соответственно фильм "Обитаемый остров". Но Мира Полдня в фильме вообще нет. Есть человек оттуда. Наивный, сильный молодой, физически совершенный, оказывающийся в этом очень неустроенном обществе. Все остальное действие происходит на планете Саракш, которая иногда очень напоминает, а подчас ничего общего не имеет с Землей сегодняшнего, 2008 года. - Скажите пожалуйста, нужно будет при просмотре фильма играть в любимую игру с узнаванием киноцитат? То, что мы видели — там есть, как мне показалось, есть довольно развернутая цитата из "Бегущего по лезвию", когда Максим идет по имперской столице, это безумно похоже на проход Харрисон Форд по Лос-Анджелесу, только гораздо светлее. - Я вот только что прочитал пару матералов по поводу презентации, и там по отношению к этому эпизоду было три сравнения: "Безумный Макс 3", "Blade Runner", было еще третье... неважно. Я уже неоднократно сталкивался с тем, что когда мы показываем фрагменты — в них находят цитаты из Джордж Лукас, Ридли Скотт"Гаттаки", откуда хотите. А потом, когда смотрят полностью фильм (это уже было четыре раза), обнаруживают, что он совершенно самостоятельный. Там, безусловно, есть такие оммажи, приветы тем, кого мы любим, но это точно не цитаты. Конечно "Обитаемый остров" фильм насмотренных, кинематографически образованных людей. Было бы странно снять его как впервые. Мы же всегда находимся в ситуации чудовищного выбора: либо изображать первооткрывателей в жанре, который является одним из самых любимых для зрителей, в котором сделаны десятки выдающихся фильмов, либо все-таки поиграться в кино, постараться, не лукавя, передать привет тем, кто был до, но сделать самостоятельный фильм. В "Ведомостях" сегодня прочитал: "Это глянцевый каталог цитат из мировой кинофантастики". Вот Безумный Макс, вот Пол Верховен, вот Ридли Скотт... - Пол Верхувен — они имеют в виду "Звездный десант"? Не очень похоже. Не похоже совсем. Потом, скажу вам нагло: "Обитаемый остров" по сравнению с "Звездным десантом" — просто Джомолунгма. С технологической точки зрения. Там они многого не умели. - Мне тут дали подержать саракшский автомат, объяснили, что внутри у него АК-74, а на него уже навешано все остальное. А кто все это нарисовал? Кто сделал эти танки? Как все это происходило? - Вы знаете, это любопытная очень история. Со временем мы сделаем книжку, в которой мы будем сопоставлять первичные рисунки и то, что уже получилось на съемках. Рисовал вначале Кирилл Мурзин, в титрах он называется концепт-художник, а затем несколько художников-постановщиков — Новиков, например — разрабатывали конкретные детали, переводили это в материал. Не строили, а уже разворачивали в конкретику. У меня было искушение показать великолепную нарезку, которая убила бы всех. Но я подумал: "Ну полгода до фильма. Нужно быть очень осторожным, а что потом показывать?" А потом, создаются завышенные ожидания. Я и так этого боюсь. - Да, ожидания очень высоки. - Так и должно быть. Но вы даже по этому материалу понимаете, что, как минимум, технологически это на очень высоком уровне — ничуть не слабее ни одного фильма из тех, что мы с вами сейчас вспомнили. Был нарисован целый мир, потом уже это попало в руки делателей, профессионалов кино, которые уже работали вместе с Федором. Вообще весь мир имеет непосредственное отношение к Бондарчуку. Он все это очень любит. Всем занимается, от дизайна одежды до всех механических штук, от мельчайших приборчиков до крупных средств передвижения. Он очень детальный. Федор знает бесконечно хорошо все материалы, все названия, он очень ясно себе это представляет. Он сам декорации красит! И вы не увидите фуфла нигде, там фанеры нет. Главная же история в чем состоит? Нам нужно создать виртуальный придуманный мир так, чтобы он у вас не вызывал сомнений в его реальности, чтобы вы могли доверять героям, любить или не любить, сочувствовать и переживать. Просто ради интереса: там несколько десятков моделей зонтиков. Проработанная система всех лычек, нашивок, знаков различия разных родов войск. Это никому не интересно, разумеется... - Нет-нет, фантастика — это же кино для мальчиков. Как раз для маньяков, которые будут на это обращать внимание и на форумах обсуждать. - Ну да, поскольку я и сам такой, я на это обратил внимание, для меня это очень важно. О Федоре я вообще не говорю, он человек мельчайшей детали. - Над чем сейчас работа идет? Вы говорили, что ее осталось как раз на полгода. - Мы смонтировали фильм, остановились на версии два часа для первого фильма и час сорок пять для второго. Это очень плотно, материала было намного больше. Эта версия очень близкая к книге, не только по букве, но и по духу. Сейчас мы делаем сразу монтаж международной версии. Понятно, никто там не захочет смотреть два фильма, хотя есть желающие, прежде всего в Азии, в Турции, например. Они готовы показывать два фильма. Но мы рассчитываем на прокат и в других странах, и стараемся сделать одну версию. Она будет идти три часа. Мы мечтаем сделать 2.45, пока не знаем как. Там же важная драматургия, которая работает по накоплению. Максим, ведомый лучшими побуждениями, постоянно сталкивается с непреодолимыми препятствиями и открывает для себя новый поворот, разочаровывается, приходит к обескураживающим выводам. Если мы уберем одно из звеньев, оборотов этой спирали, фильм может стать более примитивным, более плоским. Картина очень хорошо работает в этом накоплении. Весь фильм отлично воспринимается в ретроспективе, в финале. Ну, мы мечтаем о 2.45, тоже, кстати, сложный хронометраж, но что поделать. Сейчас работаем над CGI. Для первого фильма уже почти все готово. - А что там? Взрывы, огонь? - Нет, это все вживую. Вы кое-что видели на презентации. - Что, и когда башня взрывается, это реальная пиротехника? - Да. Все, что вы смотрели — ни одного CGI. Даже атомный взрыв, даже танковая атака. - Что, даже танки не размножены? - Ну, будет один план, где тысячи танков — они будут ремультиплицированы. Но там много танков. Там такое мясо, мы можем вообще без CGI сделать фильм, отделаться парочкой кадров. И не забывайте, дело происходит на Саракше, где мир наизнанку, там другие атмосферные условия, это такая чаша. Это все будет обработано. - То есть везде будет искаженный горизонт, как в романе? - Да. Второе — роботы в лесу, это тоже CGI. Хотя танкетки, выскакивающие из-под земли — они "живые". Потом, общий план города — CGI, настоящая имперская столица. Падение корабля и виды космоса, разумеется, тоже. Кое-где будут аккуратные дорисовки, нужные нам для уплотнения. - В конце прошлого года Константин Эрнст рассказал нам, что билборды и телевизионные ролики для продвижения фильма больше не работают. Вчера вы нам сказали примерно то же самое. А какие еще есть способы? - Для сегодняшнего объема фильмов, которые конкурируют в одно и то же время, при всем объеме их рекламы позиционировать фильм так, чтобы он отличался, очень трудно. Я пытался сформулировать две вещи. Первое — нагло: есть фильмы (я говорю только с точки зрения проката) разные, бывают замечательные, бывают не очень удачные. И есть "Обитаемый остров". Мы сделали событие. И второе — нам нужно попытаться в любом сегменте, в наружке или на телевидении, передать ощущение беспрецедентного по масштабам проекта и передать ощущение мира. Не вообще наружная конструкция, а особая наружная конструкция, особая телевизионная реклама.
Презентация фильма "Обитаемый остров"
Кадр из фильма "Обитаемый остров"
Кадр из фильма "Обитаемый остров"