Берлинале-2008: “Роллинги” докатились до Берлина

Ξ 8 февраля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Ксения Реутова

"Да будет свет" Мартина Скорсезе о нью-йоркском концерте The Rolling Stones ударно открыл Берлинский кинофестиваль. Публика визжала так, будто собиралась на живой концерт, а не на его запись — так, как встречали Джаггера и Ричардса, здесь не встречали даже Де Ниро.

Первое фестивальное утро началось с не очень-то радостной новости: количество членов жюри сократилось с восьми до шести человек. Датский режиссер Сюзанна Бьер и французская актриса Сандрин Боннэр уведомили руководство Берлинале, что не смогут исполнять возложенные на них почетные обязанности. Первую в срочном порядке вызвали в США, где датчанка, похоже, собирается снимать свой следующий фильм (по тем же причинам в свое время отказался от поста председателя жюри ММКФ Михаэль Ханеке), вторая же сослалась на "семейные обстоятельства". Потери, конечно, серьезные, но тут вот что любопытно: никакого скандала из этого отказа делать не стали. Никаких открытых писем с обвинениями в неуважении к стране, как это сделали в свое время на Московском кинофестивале, никаких публичных щелчков по носу, никаких жалоб на финансовые потери (как же так, мы же ваши портреты уже в каталоге и на постерах напечатали!). Разослали всем пресс-релиз на восемь строчек — и дело с концом. Мало ли, действительно, какие у людей обстоятельства. А фестиваль продолжается.


Кадр из фильма "Да будет свет"

Неудачу с членами жюри, кажется, вполне компенсировал фильм открытия — "Да будет свет"Мартина Скорсезе. Впервые старт Берлинале давала картина документальная, впервые это был фильм-концерт — и ставка оправдалась на все сто. Начинается все как комедия: группа The Rolling Stones готовится дать концерт в Нью-Йорке, а режиссер Скорсезе, запланировавший съемку концерта, убедительно притворяется Вуди Алленом, изображая невротика, который понимает, что не может контролировать свой рабочий процесс. Ему, например, непременно надо выяснить, какая песня будет первой, а никто этого пока не знает: Мик Джаггер летит в самолете и только-только прикидывает варианты сет-листа. За час до начала концерта в зале появляется Билл Клинтон с родней и, пользуясь особым положением, заставляет группу фотографироваться со своими внучатыми племянниками. Музыканты настраивают инструменты и обмениваются шутками. Потом идет основная часть — музыкальная. Шоу "роллингов" заснято целиком и изредка перебивается фрагментами старых интервью ("А вы представляете себе, как будете делать то же самое лет в 60?", — интересуется очередной интервьюер у молодого Джаггера. — "Да, легко!", — не задумываясь, отвечает тот. Журналист скептически усмехается).

На пресс-конференции Скорсезе рассказывал о том, какой это ужас — когда ничего нельзя остановить и переснять, когда проходит каких-то 2 часа — и все уже кончено, что-то отснято, но что именно? У группы спрашивали, мешали ли им многочисленные камеры. "Мы их не видели", — сказал Джаггер. И это чистая правда. "Да будет свет" — это практически идеальный фильм-концерт, в котором то, что происходило в действительности, выглядит как лучшая из кинофантазий (работа операторов и монтажера тут — вообще отдельный разговор, ребята не зря получали свои "Оскары"). Скорсезе хотел зафиксировать каждый момент, уловить каждое движение, каждый нюанс: так под стекло кладут бабочку, чтобы лучше разглядеть ее крылья. Все это, конечно, останется в истории и будет продаваться хорошими тиражами и через десять, и через двадцать лет. Но кто был этим летом на Дворцовой площади в Питере и прыгал по пластиковым стульям или махал руками вслед движущейся платформе, увозившей "роллингов" сначала к Александрийской колонне, а потом обратно, тот подтвердит: лучше все-таки один раз увидеть и услышать это вживую, чем сто раз пересматривать на DVD.


Кадр из фильма "Да будет свет"

Вечером все подходы к красной дорожке были увешаны британскими флагами, публика визжала так, будто собиралась на живой концерт, а не на его запись. Так, как встречали Джаггера, Ричардса и прочих, здесь не встречали даже Де Ниро в прошлом году. Музыкантам, судя по всему, очень понравилось.

Параллельно с основным конкурсом фильмом Анны Меликян"Русалка" открылась "Панорама" — вторая по значимости фестивальная программа. Утром рецензия на нашу картину появилась в местном выпуске Variety. "Русалку" сравнивали с "Амели" и хвалили за визуальное решение, музыку Игоря Вдовина и актерскую игру. Показ провели в двух залах сразу, оба были заполнены, по окончании зрители долго аплодировали. Такой успех явно должен вдохновить руководство Берлинале: глядишь, в следующем году и увидим все-таки наш фильм в конкурсной программе.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: