Комиксы выходят из подполья
Ξ 11 августа, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Василий Шевченко "Олдбой", "Проклятый путь", "Невыносимая жестокость" — все это тоже комиксы, проложившие путь для "Темного рыцаря". Беспрецедентная шумиха вокруг "Темного рыцаря", прорвавшего блокаду жанра комикса в гетто наивного развлечения, заставляет вспомнить, как складывались отношения комиксов и Голливуда — от легких заигрываний до оргазмического слияния в шестом фильме о человеке в костюме летучей мыши. Роман этот был неизбежен, хотя начался сравнительно поздно — к началу 1990-х. И дело даже не в готовой зрительской почве — да, на комиксах выросло несколько поколений, но уже с 1980-х, они постепенно потеряли статус главного подросткового развлечения, поскольку даже объединившись Супермен и Человек-Паук не смогли выиграть битву с MTV. Просто комиксы воплотили принцип "все включено", любимый в США не меньше, чем в России. Комиксы в массе своей основаны на борьбе мускулистого добра с хитрым злом. А чтобы у читателя ни в коем случае не возникло ощущения потраченных зря денег, все это сопровождается непрерывным действием, фантастическими способностями и постоянными "неожиданными" ходами вроде гибели супергероев. Например Бэтмен бессчетное количество раз "погибал" на последней странице комикса, чтобы в следующем номере торжественно вернуться, один раз ему ломали позвоночник, а сейчас он вот-вот сойдет с ума. Это не важно — главное, что в итоге все всегда кончается хорошо. Столько всего и сразу — Голливуд и не устоял. Нет, экранизации были и раньше — взять хотя бы легендарную серию про Супермена в 1970-1980-х. Яркая, и с каждым фильмом все более бессмысленная, она отлично бы вписалась в эпоху "Человека-Паука", но обогнала свое время. Как и первые "Бэтмены"Тима Бертона, которого похоже больше интересовали не комиксы, а исследование человеческих патологий — иначе не объяснишь садо-мазо Женщину-Кошку. Потому первым привычным нам фильмом по комиксам стал третий "Бэтмен" — минимум фрейдизма, максимум рубилова, сюжет, предсказуемый как немецкий автобан, и злодеи, которым к постепенно начинаешь сопереживать — благодаря занудству и пафосу главного героя. Дальше по этому пути пошла основная масса комикс-экранизаций. В зависимости от уровня исполнителей, мог получиться и крепкий середняк (вроде вторых "Людей Икс"), и маленькие радости для кинокритиков ("Хеллбой"), и откровенный трэш ("Электра"). Объединяли эти фильмы терабайты спецэффектов, отсутствие претензии на какую-либо серьезную игру актеров и одноплановость повествования. Вот и получилось что "кино-комикс" стал антонимом "серьезного кино". К счастью, существуют и другие комиксы — у которых и экранизации тоже сделаны по-другому. Вместо борцов со злом — непонятные персонажи, которых в "Людях Икс" не пустили бы даже на порог. Вместо лучей из глаз — автомат Томпсона, а то и вовсе молоток. Вместо понятного сюжета — сплошь постмодернизм, эклектика и прочее богохульство. А ведь и "Проклятый путь"Мендеса, и "Олдбой"Пака Чхан-Ука, и даже "Оправданная жестокость" сурового Кроненберга — это киноадаптации одноименных графических романов. Теперь оставался один шаг — посмотреть серьезно на массовые комиксы, сделать супергероев зрелищем не только для младшего школьного возраста. Первой попыткой сделать это был "Халк"Энга Ли, где одновременно с битьем морд главный герой и шел по проверенному пути Эдипа, и пытался заниматься само-психоанализом. В итоге, снятые для галочки сцены боев внимания не привлекли, а все сложные сюжетные ходы зрители проигнорировали — главным образом, потому что не ждали их там найти. После чего на пять лет наступило царство откровенного наива. Даже пятый Бэтмен не избежал налета легкой идиотии — в первую очередь благодаря непробиваемому пафосу Кристиана Бэйла и Лиама Нисона. И только к 2008-му традицию удалось прервать, сначала затащив в "Железного Человека"Роберта Дауни-мл., а потом дав Эдварду Нортону писать сценарий "Невероятного Халка". И даже несмотря на то что у Нортона вышел конфликт с продюсерами, закончившийся вычеркиванием имени из титров, оба фильма уже не кажутся плохо связанным набором красивых картинок. Чтобы стать поворотной точкой в становлении вменяемых комикс-экранизаций, "Железному Человеку" не хватило самой малости — хоть чего-то мрачного, негативного — даже Дауни-младший все съемки вел себя как будто он Том Хэнкс. Зато мрачного сполна хватило на "Темного Рыцаря" — из-за Хита Леджера в кадре и за кадром. О фильме уже принято говорить с придыханием, и только в превосходных тонах. Вот и получилось, что главную роль в признании комикс-экранизаций сыграл не очередной герой — а злодей, пусть и яркий. Вполне джокеровская ирония.
"Олдбой"
"Проклятый путь"
"Оправданная жестокость"
Всё о Бэтмене и Джокере →