Бог и двадцать бразильеро
Ξ 22 октября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Иван Куликов В Москве стартует Первый смотр бразильского кино, на котором покажут больших и малых классиков, городской романс и много документальных фильмов. Бразильцы, с их фестивальным чертиком в крови, не поскупились, и программа Первого смотра бразильского кино оказалась похожа на карнавальную процессию — увидеть хочется все, но на все категорически не хватает сил и времени. Есть элементарные пределы, сверх которых зрелища перестают умещаться в голове. В любом случае за пять дней покажут двадцать бразильских фильмов, и от полной дезориентации на этом празднике жизни спасет лишь раздел программы на секции по интересам. Четверть всего смотра, например, бразильцы отвели под такой сюрприз, как документальные картины: игровое кино Бразилии к нам редко, но все же пробивается, а вот документальное не известно вовсе. В отдельную категорию можно выделить "тяжеловесов". Одни дебютировали задолго до "ретомады", как сами бразильцы называют ренессанс своего кино во второй половине 90-х. Это Эктор Бабенко и Жорже Фуртадо. Другие (Вальтер Саллес) стали ее, "ретомады", главными открытиями. Третьи (Фернандо Мейреллес), оседлав "новую волну", ходят в без пяти минут классиках. На отдельном грузовичке едут новые бразильские "независимые" — Бето Брант и Сандра Когут. Наконец, за народную составляющую отвечает "городской кинороманс", уходящий корнями в такое общепланетарное явление, как бразильский телесериал. Не останутся без подарков футболисты (покажут "Гарринчу" — байопик про легендарного кривоногого футболиста Мануэло дос Сантоса) и меломаны. Бразильцы вообще очень трепетно относятся к музыкальному оформлению своих фильмов, и практически на всех сеансах фестиваля будет не только, что посмотреть, но и послушать. Однако три фильма программы посвящены специально трудам и дням бразильских музыкантов, притом одного — действительно очень важного, поэта-песенника Винисиуса де Мораэса, первопроходца босса-новы и афро-самбы. Фильм так и называется — "Винисиус". Для бразильцев он все равно, что для русских Есенин и Высоцкий. Хватит времени на все двадцать фильмов — прекрасно, но если из всего нижеперечисленного удастся посмотреть хотя бы по одной картине из каждой секции, программу смотра бразильского кино можете считать выполненной. На самый крайний случай — вот наш выбор: "Карандиру" — для мальчиков, "Захватчик" — для девочек, "Сантьяго" — для метросексуалов и, если идете с дамой, "Лисбела и преступник". Ну и "Центральный вокзал" — для всех. Тяжеловесы "Город Бога" (реж. Фернандо Мейреллес, 2002) "Карандиру" (реж. Эктор Бабенко, 2003) "Центральный вокзал" (реж. Вальтер Саллес, 1998) Независимые "Захватчик" (реж. Бето Брант, 2001) "Два лета" (реж. Жорже Фуртадо, 2002) "Немой" (реж. Сандра Когут, 2007) Городской романс "Если бы я был тобой" (реж. Даниэл Фильо, 2006) "Лисбела и преступник" (реж. Гел Арраэс, 2003) Документалисты Те, кто увлечен жанром, посмотрит все по списку, мы же обращаем внимание на "Игра сцены" — это бразильский "Кинотеатр.док": начинается он как документальный фильм, заканчивается как художественный — 83 бразильских женщин долго допрашивают на кинопробах, а потом сыграли их истории, наняв профессиональных исполнительниц. Главным фильмом в документальной секции является "Сантьяго"Жоана Саллеса. Брат одного из главных бразильский режиссеров в 1992-м году начал снимать на камеру своего дворецкого. Через десять лет он вернулся к этому сюжету и отхватил, помимо всяких зарубежных вазочек и статуэток, "Гран-при бразильского кино" в документальной номинации. Смотр бразильского кино пройдет в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
Кадр из фильма "Карандиру"
Кадр из фильма "Винисиус"
Главная гордость бразильского кино "нулевых". Про "Город Бога", который был у нас прокате и вышел на DVD, сказано уже достаточно. Совсем недавно вышел его сиквел "Город людей" (у нас из маркетинговых соображений названный "Город Бога 2"). А также его фактический римейк "Джонни Бешеный Пес"Жана-Стефана Совера: лучший каннский фильм, получивший заслуженный гран-при на московском фестивале "Завтра". Француз сделал хардкоровую версию фильма Мейреллеса, только в Африке, но по той же абсолютно технологии. То есть набранные по злым подворотням непрофессиональные подростки целый год живут с режиссером в чем-то вроде общины, которая после съемок перерастает в соцпроект по работе с трудной молодежью. Кстати, изначально Совер искал свой "Город Бога" тоже в Латинской Америке — в Колумбии.
Кадр из фильма "Город Бога"
У нас — Владимирский Централ, в Штатах — Алькатрас, в Бразилии — Карандиру: огромная тюрьма в Сан-Паоло, вошедшая в историю не только как самая крупная и перенаселенная тюрьма Латинской Америки, но и массовым расстрелом заключенных в 1992 году, известным как "резня в Карандиру". Фильм, основанный на книге врача-добровольца, работавшего в Карандиру в конце 80-х, снят в самой тюрьме, точнее — в корпусе, оставленном в назидание потомкам: в конце 90-х бразильскую Бастилию разобрали по кирпичикам. Куча международных кинопризов плюс номинация на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. Главный бразильский фильм "нулевых".
Печальный, сентиментальный и жутко пронзительный роуд-муви о поисках отца — самый яркий фильм Ретомады, лучшая картина Уолтера Саллеса и главной бразильской актрисы Фернанды Монтенегро в роли циничной учительницы на пенсии, промышляющей сочинением писем для неграмотных крестьян на центральном воказале Сан-Паоло. Абсолютный фаворит Берлинале, "Золотой глобус", две номинации на "Оскар", сценарный приз "Санденса" и прочая, и прочая. Сертифицированная классика, обязательная к просмотру.
Кадр из фильма "Центральный вокзал"
Бето Брант — анфан-террибль современного бразильского кино, снял нуаровый гротеск про эксцессы знаменитой "бразильской душевности". Два владельца строительной компании решили убрать компаньона и нанимают киллера. Дело сделано, но киллер — невозможный, неприятный, чрезвычайно опасный, но зато исключительной души человек, настоящий бразильеро — на следующий день приводит в офис обкуренных рэперов из фавелы, чей альбом нужно срочно проспонсировать, закручивает шуры-муры с наследницей, отца которого он намедни замочил, и доводит заказчиков до совершенно невменяемой кондиции. Потрясающий актерский дебют Пауло Миклоса. На фестивале покажут еще один фильм Бранта — "Бездомный пес", тягучую арт-хаусную лав-стори о небритом переводчике с русского и манекенщице, сделанную совершенно в другом стиле и ритме.
Ветерана бразильского кино Жорже Фуртадо мы записали в "тяжеловесы", но в отличие от Бабенко, Мейреллеса и Саллеса большой международной карьеры он не сделал, всегда оставаясь при этом в первой пятерке ведущих бразильских режиссеров-авторов. "Два лета" — романтическая подростковая комедия о том, как парень проспонсировал своей девушке аборт, и что из этого вышло — свидетельствует, что граница между заумным арт-хаусом и народным городским романсом весьма в Бразилии относительна.
Кадр из фильма "Два лета"
Фильм о черной птице, поющей по ночам взрослеющему, испуганному мальчику, который живет с проблемной семьей на отдаленной бразильской ферме. Сделано очень красиво: перед тем, как уйти в большое кино, Когут занималась видео-артом. Лучшие фестивальные рекомендации из Роттердама, Берлина, Рио-де-Жанейро и киевского фестиваля "Молодiст". Новое имя в бразильском кино.
"Дележ" (реж. Даниэл Фильо, 2001)
Даниэл Фильо— виртуоз народной комедии про жизнь богатых бразильеро, которые сначала плачут, а потом все равно смеются. Первый фильм — трактованная буквально комедия положений: одним прекрасным утром муж обнаруживает, что его сознание переместилось в тело его прекрасной половины, а последняя — соответственно в половину сильную, что и становится следующие полтора часа неиссякаемым источником комического. Второй — бразильские "четыре сестры", собравшиеся в доме умершей матери, чтобы поделить наследство. Именины сердца для скучающих по донам Педро и бразильским мыльным операм.
Кадр из фильма "Если бы я был тобой"
Если первые два фильма мы рекомендуем почтенной публике с известной осторожностью, то "Лисбела и преступник" — безусловный хит, жемчужина бразильского кинороманса, притом такой специфической его разновидности как "северо-восточная киношкола", конкурирующая с южной за чувствительные сердца бразильских зрителей. История провинциальной киноманки, влюбившейся в проезжего мошенника, за которым охотится гангстер в розовом пиджаке, снята в стиле буффонады, переходящей из карнавала в зал суда, а потом обратно. Кое-где режиссер перебирает, но так оно положено по жанру, и если вы хотите уяснить для себя кодекс поведения "бразильеро" — вам сюда.