Скажи “Ом!”

Ξ 24 октября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Иван Куликов

"Крик муравьев" классика Махмальбафа рассказывает о полном чудес путешествии в Индию, о йогах на рельсах и опасности маразма.

Крик муравьев /Scream of the Ants/ (2006)

приключения

Режиссер: Мохсен Махмальбаф
В ролях: Махмуд Чокроллахи, Махнур Шадзи, Карл Маасс, Тензин Чогял, Савитха Ийер


Кадр из фильма "Крик муравьев"

Неспокойная пара молодоженов из Ирана путешествует по Индии, поругиваясь то по поводу незачатого ребенка (она хочет детей, он — нет), то по вопросу, есть ли на свете Бог (он — атеист, она — верующая). У Индии готов ответ на все вопросы, и на головы иранцев регулярно сваливаются местные чудеса в решете. Йог на рельсах в позе лотоса, умеющий останавливать локомотивы силой мысли. Таксист, разворачивающий на полпути машину: в салон залетела муха, которую убивать нельзя, а нужно вернуть обратно на стоянку. Великий Ганг, который уже выплескивается из берегов из-за трупов и фекалий, но на берегу обнаженные люди радостно подставляют головы под набегающие волны и говорят "Ом!". Наконец, давно поселившийся в Индии гражданин Германии, который произносит лучший в фильме монолог на тему "почему shit happens?" и прыгает в речку сам. После такого поворота режиссер посчитал за должное упаковать камеру и завершить картину скороспелым выводом, что лучше вообще не путешествовать, а наслаждаться видом огорода, сидя у себя на даче.

С иранским режиссером Мохсеном Махмальбафом несколько лет подряд происходят странные и драматические трансформации. В начале "нулевых" он демонстративно, раздавая направо-налево интервью, ушел в двойную оппозицию. Внешнюю к режиму, заявив, что кино в Иране ему снимать опасно, и внутреннюю, переключившись с человеческих проблем, за которые мы так его любили, на поиски Бога и общего смысла жизни. В афганском "Кандагаре", уже несущем следы режиссерского распада и неспособности сформулировать связный мессидж городу и миру, богоискательство как-то отходило на задний план перед протезами на парашютах, сбрасываемых "Красным Крестом" на местных жителей. В "Сексе и философии", возродившем на пару часов понятие "таджик-фильм", таких образов уже не наскребли и богоискательство, выпершее на первые позиции, приобрело отчасти уморительные, отчасти уже тревожные признаки режиссерского маразма.

Наконец — Индия. Здесь поиск всеобщей истины, которым режиссер так опрометчиво увлекся, оказался всего лишь тем, чем и должен был оказаться — оболваниванием одних людей другими с целью извлечения материальной выгоды. Махмальбаф, как революционер, талант и вообще здравомыслящий мужчина, еще не потерявший связь с окружающей действительностью, это прекрасно понял не только разумом, но и своим карманом. Можно себе представить, во что обошлись ему съемки сжигаемых трупов в Варанаси, где так неожиданно, вместе с бюджетом, закончился его новый фильм.


Кадр из фильма "Крик муравьев"

Йог на рельсах оказывается несчастным стариком, которого эксплуатируют местные нищие, собирающие с поездов бакшиш. Таксист оказывается совсем не Ганди, а дураком и хамом. Умный немец, купающийся в Ганге и уже переболевший гепатитом, брюшным тифом и дизентерией — совокупно, в разных комбинациях и по отдельности — действительно умен, раз вымуштровал иммунитет и хорошо устроился. Все это можно было оставить без философских комментариев, чуть сэкономить на трупах и продолжить "Крик муравьев" в индийский роуд-муви, которым хотел казаться, но так и не оказался "Поезд на Дарджилинг". Проблема в том, что восхитительные моменты правды Махмальбаф по инерции мешает с гамлетовскими текстами на тему смысла жизни, а главный герой, сделав несчастное лицо, каждые десять минут зачитывает их прямо в камеру. В такие моменты действительно лучше расслабиться, заткнуть уши и положить на глаза перчатку — как делает его невеста в самом начале фильма. Тогда и крик всех муравьев, раздавленных съемочной группой Махмальбафа в Индии, покажется не таким уж безнадежным.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: