Королева гастарбайтеров
Ξ 21 ноября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Иван Куликов "Это свободный мир" британского социалиста Кена Лоуча критикует уже не общественный строй Запада, а новую эру матриарахальной эксплуатации. Это свободный мир /It's a Free World.../ (2007) драма Режиссер: Кен Лоуч Блондинка-разведенка (Кирстон Уэринг), разменявшая тридцатник и в тридцатый раз уволенная с очередной работы, организует с подругой (Джульет Эллис) подпольную биржу труда для эмигрантов: днем собирает заявки, гоняя по Лондону на "чопере", утром отгружает заказчикам украинцев, иранцев и поляков, вечером считает деньги, а ночью с некоторыми из этих украинцев, иранцев и поляков спит. Все идет по плану, пока знакомый прораб не надувает гастарбайтеров, оставив блондинку наедине с толпой разъяренных мужиков, требующих отдать зарплату. Цена вопроса — тридцать тысяч фунтов стерлингов или сделка с совестью. До сих пор на живого классика Кена Лоуча принято навешивать всякие антикварные соцордена — то "героя рабочего класса", то "последнего соцреалиста", то что-нибудь еще, но обязательно с левой ориентацией. А в каждой новой его картине искать признаки фронды и критику социального устройства. Между тем герой британского соцтруда не занимается никакой фрондой последние — по самому скромному подсчету — лет пятнадцать. Дело не в том, что обожавший подраться злой очкарик, свергавший с пьедестала Маргарет Тэтчер все 80-е, ее наконец-то сверг и стал оксфордским почетным доктором, то есть тоже очкариком, но менее опасным. Проблема в мутации реальности: дети пролетариата, с которым Лоуч долгое время крепко обнимался (в фильме за него отвечает почти гротескный папа героини — кадровый рабочий с профсоюзным прошлым), ломают головы не над "Эрфуртской программой", а над вопросом, как заработать на домик с маленькой лужайкой, китайским кроссовером и корейской плазмой. Понятно, что единственная левая позиция, какую можно в данном случае занять — и Лоуч ее, конечно, занимает — это позиция наблюдателя. Ну вот получат они это все... И что же дальше? Похоже, однако, что объект наблюдения — неумолимая блондинка, расчищающая себе и сыну-хулигану пятачок под солнцем — обманул даже такого опытного наблюдателя как режиссер Лоуч. Главная героиня, наотмашь сыгранная дебютанткой Уэринг, берет огонь на себя и весь фильм вызывает один восторг, даже когда совершает пакости. Посмотреть, как эта бой-баба в кожаных штанах карабкается вверх по пищевой пирамиде — это главный повод потратить триста рублей и полтора часа на шоу Кена Лоуча. В конечном итоге весь этот подпольный трудовой собес, придуманный блондинкой-разведенкой — всего лишь сублимация женского, супружеского инстинкта не только героини, но вообще всей Англии, всего стареющего Запада. Поиска настоящего мужчины для королевства, где нету короля. А пассионарные гастарбайтеры, понаехавшие в Англию из восточноевропейских стран и прочей неумытой Азии — ее потенциальные мужчины, у которых отнимают всю зарплату. И если искать злого очкарика в фильме Кена Лоуча, то, скорей всего, именно в этом пункте. Раньше западный мир походил на правильного джентльмена, который настаивал на соблюдении некоторых правил в обмен на некоторые услуги. Сейчас под твидовым пиджаком обнаружилась коварная женская ночнушка и какая-то хардкоровая версия Бриджит Джонс, записавшаяся в новые эксплуататоры международного труда.
В ролях: Кирстон Уэринг, Джульет Эллис, Леслав Зурек, Джо Сиффлит, Колин Кофлин, …
Кадр из фильма "Это свободный мир"
Кадр из фильма "Это свободный мир"