Квант милосердия - очень крепкий блокбастер
Ξ 3 декабря, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Термин «квант милосердия», придуманный Флемингом, означает ту меру доверия и душевного комфорта, которая порой возникает между людьми, вдруг обнаружившими общие интересы. Он и является лейтмотивом фильма. В ходе подготовки проекта сценарист Пол Хэггис едва ни стал его режиссером. Однако он уклонился от такой ответственности. Актер Дэниел Крэйг, играющий Бонда, всегда был фанатом Марка Форстера («Бал монстров») и тут же пробил его кандидатуру в качестве режиссера.
В прокат «Квант милосердия» выходит в год, когда отмечается 100-летие со дня рождения создателя образа агента 007. Писатель, кадровый разведчик и плейбой Ян Флеминг появился на свет 28 мая 1908 года.
После прокатного триумфа Казино Рояль продолжение приключений агента 007 «Квант милосердия» ждали с огромным нетерпением. Создатели саги приложили максимальные усилия по продвижению своего детища. Приступив к съемкам, авторы хотели логически продолжить «Казино Рояль», поэтому существенных изменений Бонд не претерпел.
Но в «Кванте» он движим другим мотивом, и это – месть. Хотя к финалу его мотивы меняются. В боевике, как и обещалось, авторы гнут линию «Казино»: много драматизма, реализма, ярких характеров. В итоге, Бонд уже не охотится за мегаманьяками в темпе вальса, попивая мартини с водкой. Он неумолимо преследует убийц своей пассии из предыдущей серии.
Установив, что его бывшая возлюбленная в результате шантажа была замешана в неких темных делах на Гаити, что и повлекло ее смерть, одержимый жаждой мести Бонд, человек с пистолетом и проблемной психикой, отправляется на очередное задание, всюду оставляя мертвецов. Цель Бонда - тайная организация «Квант», пустившая корни всюду, включая британское правительство. Организация представлена промышленником Домиником Грином (Матьё Амальрик), который ратует за экологию и имеет пакт о ненападении с ЦРУ.
Тайное сборище оказывается куда серьезней, чем можно было предположить, а главный злодей, с виду ничем непримечательный европеец - опасней, чем любой террорист с бородой и автоматом наперевес. Доминик Грин помогает генералу-бандиту Медрану (Хоакин Косио) стать правителем одной южноамериканской страны. В обмен бизнесмен требует, казалось бы, совершенно пустой и экономически непривлекательный район страны. Агент 007 начинает распутывать дело, в которое ему не стоило влезать. В перевороте заинтересованы многие стороны, и за Бондом начинается охота, британское правительство начинает вставлять своему агенту палки в колеса, а недавний союзник ЦРУ и вовсе начинает охоту за ним.
После очередной парочки убийств агент 007 вступает в союз с некой Камиллой (Ольга Куриленко), у которой свои причины примкнуть к Бонду. Она, так же как и британский суперагент, ненавидит весь мир и одержима местью. Америка, в бондиане традици¬онно выступавшая союзником, тут в сговоре со злом. Форстер оживляет мировые заговоры кино 50-х и бросает Бонда в пекло новой мировой реальности, где враг не локализован и даже не назван по имени, это не корейцы, не арабы, не русские, не международный терроризм - враги тут вообще все.
Режиссер, в лучших своих работах исследовавший человеческие возможности жить дальше даже тогда, когда по всем признакам надо умереть, доводит Бонда до точки кипения и идет дальше, два часа показывая человека без принципов, идеалов и сдерживающих центров. Безжалостный герой, когда возникает угроза жизни, может спокойно прикрыться телом умирающего друга, а потом похоронить его в мусорном баке. «Ему все равно» - вот объяснение английского агента. Джеймс Бонд убивает много и жестоко. Начальница Бонда - М (Джуди Денч), еще в прошлом фильме взявшая привычку возмущенно вскрикивать: «Джеймс, вы убили его!», от восклицаний ¬пере¬ходит сначала к усталой констатации ¬факта: «Так вы и его убили», потом к уговорам: «Не убивайте хоть этого». Её просьбы доходят до адресата, когда тот уже сломал ¬со¬беседнику обе руки, ногу и шею.
Если нового «Бонда» в чем-то хочется упрекнуть, так это в странном желании на бегу устроить герою что-то вроде духовного перерождения. Попытка показать, как он эволюционирует под влиянием обстоятельств и встреч с интересными людьми, зара¬нее обречена на провал. Чуть размякший от любви 007 в финале «Казино Рояль» выглядел правдоподобно (в первую очередь потому, что было ясно: эта любовь кончится очень плохо), а вот сознательность, затеплившаяся в его синих глазах под конец «Кванта», - это как-то мало похоже на правду. Режиссер заигрался с психологией, допуская провисание темпа. Шпиону все же не к лицу долгая рефлексия.
В целом, 22-ой фильм о Джеймсе Бонде - это очень крепкий блокбастер. Фактически лишенный сюжетных переворотов, загадок и разгадок, тем не менее «Квант милосердия» является плотью и кровью современного боевика. Сложно вспомнить хотя бы один фильм, где пятиминутная погоня будет смотреться так интересно и реалистично, а любая драка будет захватывать красочными кадрами и мощным экшном.
Единственное, что несколько вываливается из общей реалистичной и жестокой картины - это агенты ЦРУ, непревзойденные идиоты, воплощенные гениями второго плана Дэвидом Харбором и Джеффри Райтом. С напряженными и многозначительными выражениями лиц эта пара проходит через весь фильм, делая вид, что от них зависит если не все, то, по крайней мере, многое.
В реальности же Харбор и Райт - настоящие карикатурные американцы - отнимают у русских героев классическое амплуа «идиотов с пушками». России вообще в «Кванте милосердия» непривычно мало. Кроме «черного тела», в котором, по словам английского министра, Россия держит весь мир, и финала в Казани - упоминаний вчерашнего врага всего прогрессивного мира почти нет. Мир поменялся, и агент 007 борется теперь с врагом внутри.
Из других недочетов картины можно отметить, что негодяям здесь все-таки уделено мало внимания, а шутки редки и слишком сухи. Тем не менее фильм производит впечатление. «Квант милосердия» - невероятно соответствует современному миру и исключает ностальгию по исчезнувшим идеальным стрелкам на брюках Мура и пижонству Шона Коннори.
Марк Форстер нарочито подчеркивает, что с прошлым покончено, и когда у агента 007 спрашивают, что он пьет, тот отвечает, что даже понятия не имеет. Какое тут мартини с водкой и «меня зовут Бонд, Джеймс Бонд».
Что касается названия, Дэниел Крэйг сказал: "По великой традиции бондовских фильмов, название картины часто бывает совершенно бессмысленным". Похоже, это не так. Скорее авторы шли от противного: милосердия и доверия в поступках Бонда явно нет, и организация КВАНТ явно не является источником этого самого милосердия. Однако, финал фильма вновь остается открытым: дверца в КВАНТ настежь так и не распахнется. Будем ждать продолжения.