Неформатная жизнь
Ξ 6 декабря, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Иван Куликов Завтра открывается "Артдокфест" — самый представительный в России фестиваль документального кино, на котором покажут Чукотку без Абрамовича, Сибирь без русских, эстонскую свадьбу чайников, березового дедушку и нежный русский пляж. За год у нас теперь проходит три больших мероприятия, посвященных документальному кино: с конкурсами, жюри, гран-при, спецпрограммами и пр. Названия двух используют расширение "doc". Сразу разберемся, кто и в какую сторону расширяется, чтобы не возникло путаницы. Фестиваль "Кинодок": он проходит в феврале и создан на базе одноименного продюсерского центра. Помимо основного зимнего показа с этого года проводят и осенний, но уже не ради конкурса (хотя некое его подобие здесь есть), а просто чтобы посмотреть, или пересмотреть, интересное кино. Строго говоря, "Кинодок" нельзя назвать фестивалем документальных фильмов: в нем могут участвовать игровые картины с "документальной" основой. Русское cinema verite — это сюда. Есть еще Национальная премия "Лавровая ветвь" в области неигрового кино и телевидения — документальная "Ника" и "Тэффи" в одном флаконе, но с преобладанием "Тэффи": главным поставщиком "Лавра" являются телеканалы и крупные продюсерские центры. Да и фестивалем это назвать сложно: организаторы вроде ввели практику публичных показов, но, во-первых, кто о них слышал? И кто пойдет смотреть фильмы, многие из которых уже показывали по ТВ? Тут-то и возникла идея выделить из немножко инсайдерского премиального проекта открытое публичное мероприятие — Фестиваль неформатного документального кино, "Артдокфест". Гвоздь интриги здесь, как несложно догадаться, не в "док", ни в "фест" и даже не в "арт", которыми сейчас никого не удивишь, а в слове "неформатный": фестивальная программа состоит из фильмов, которым по цензурным, политическим, эстетическим и прочим соображениям стабильности — государственной и зрительских мозгов — путь на ТВ заказан. В общем, период брежневского застоя мы, кажется, уже прошли, теперь пришло время предперестроечного декаданса: "неформалы" — это, кажется, именно оттуда лексика. Неформалов вводят и в жюри: помимо медиа-могула Александра Роднянского, отвечающего за связи мыслящей богемы с голубым экраном, судить документалистов будут Татьяна Друбич и Олег Кулик. В отличие от жюри "Лавра", напоминающего совет экспертов при Госдуме, жюри "Артдокфеста" смотрится как расстрельная тройка просто. О неформатных "неформалах". Действительно, невозможно представить, чтобы кто-нибудь из директоров нашего ТВ совершил акт героического самопожертвования, поставив в эфир конкурсный фильм "Артдока" "Между медведем и волком" Дениса Снегирева — хронику суток, предшествовавших кафкианскому судилищу над Станиславом Дмитриевским, главой нижегородского Общества чечено-русской дружбы (звучит неплохо, но тоже как-то кафкиански, знаете ли), обвиненного в разжигании межнациональной розни. Или неспешно-вдумчивое "Пограничное состояние" Владислава Резниченко — о русской бабе-челночнице, застрявшей, в буквальном смысле и метафизическом, на русско-китайском рубеже. Всем, боящимся "желтой угрозы", настоятельно рекомендуем посмотреть этот проникновенный документ, где черным по белому написано — не китайцы мечтают о завоевании Сибири, а русские — о хорошей жизни в Поднебесной, где и покушать можно по-человечески, и медицина лучше, и люди как-то подобрей. Фильм, кстати, уже показывали на "Кинодоке". В конкурсе "Артдока" — 21 картина. Рекомендовать к просмотру все? Почему бы и нет — без десяти минут двухчасовых нетленок здесь всего одна (упомянутый "Между медведем и волком"), остальные берегут наше с вами время и находится в самом комфортном для толкового времяпровождения промежутке от десяти минут (именно столько нужно, чтобы принять жизненно важное решение и совершить "Прыжок", реж. Таисия Решетникова) до часа ("Добро пожаловать в Энурмино!" Алексея Вахрушева — вдумчивая зарисовочка про настоящую Чукотку, на деньги которой англичане режутся в свой любимый соккер). Где-то посередине (30 мин.) подвизался обязательный пункт программы каждого российского докфеста — этюд об известных, но малоисследованых аспектах генофонда русской нации: дед во сто лет по имени Костя всю жизнь вяжет веники и философствует. Цитата: "человека нельзя разрубить саблей пополам — силенок не хватит, а вот голову срубить, так запросто". Эх! "Банный день" Алексея Федорченко и Вячеслава Петухова — отлично проведете время, заодно хороший фильм посмотрите. Всего, конечно, не охватишь, но одну вещь охватить нужно обязательно и это — "Представление", эзотерический перемонтаж советских киножурналов о жизни СССР, сделанный Сергеем Лозницой, нашим, без всякой иронии это заявляем, живым классиком. Основной упор в программе организаторы фестиваля сделали на конкурс и сами неоднократно об этом заявляли. Но, как это и бывает на русских фестивалях, маленькое желание "показать что-нибудь еще" перерастает в желание большое и целую батарею спецпрограмм. Большинство из них выросли из "Лавра", что вполне логично, поскольку главная документальная нацпремия играет для "Артдока" роль, так сказать, головного предприятия. В рамках "Предвкушения" покажут, например, самые яркие фильмы в "лавровой" номинации "Арт-кино", придуманной Эдуардом Сагалаевым (из нее, собственно, и вырос "Артдокфест"). Рекомендуем эстонскую "Свадьбу для чайников" — подробное описание процедуры, предшествующей смене семейного статуса. Кстати, отдельная программа посвящена победителям именно этой номинации за 2004-2007 год (кто не успел, может, например, пересмотреть "Мать" Костомарова и Каттена). В "Ящик 2008" сложили главные документальные откровения нашего ТВ за указанный период — в одном списке идут и "Холотропное дыхание" Эдуарда Сагалаева, и одиозная "Гибель Империи. Византийский урок" архимандрита Тихона. Пересматривать "Империю" — это, конечно, подвиг. Есть на "Артдокфесте" и программа, в которой можно посмотреть то, что не увидишь уже нигде и никогда (учитывая плачевное состояние нашего документального проката). Это главный киноманский сюрприз "Артдока" — фильмы кинофестиваля Visions du Reel , французской документальной Мекки, тщательно отобранные нашим куратором, который десять лет посещал это мероприятие и знает про него абсолютно все. На нее и стоит обратить особое внимание, поскольку отечественные фильмы еще как-то можно раздобыть. Наконец, Карфаген должен быть разрушен, а наша публика должна побороть лень и посмотреть наконец "Жар нежных. Дикий пляж" Александра Расторгуева, чтобы убедиться воочию, что это из лучших русских фильмов десятилетия, о чем мы, собственно говоря, уже писали. Увы, бесплатно это сделать не получится (а все показы на "Артдоке", на минуточку, бесплатные) — монстра покажут в программе "Вечерний сеанс" за деньги, но, право дело, на это стоит раскошелиться, поверьте. Что еще? Еще покажут бессмертную классику — "Без солнца" Криса Маркера и "Коянискаци" Годфри Реджио, лично отоборанные членом жюри Александром Роднянским. И, от того же куратора, просто классику — "Высший суд" Герца Франка и "Первую любовь" Кшиштофа Кесьлевского. Посмотрите, кто не успел это сделать на ММКФ и "Кинодоке", документальный эпос о Далай-ламе "Рассвет / Закат"Виталия Манского и его же "Девственность" — новый фильм, бесстрастно изучающий трех молодых особей женского пола, мечтающих завоевать Москву. На "Артдокфесте" наш документальный гуру представлен необычно скромно, что не удивительно. Он — его президент. Посмотреть ролик фильмов конкурсной программы "Артдокфест"-2008. Расписание показов фестиваля можно посмотреть на официальном сайте.
Кадр из фильма "Без войны"
Кадр из фильма "Пограничное состояние"
Кадр из фильма "Банный день"
Кадр из фильма "Представление"
Кадр из фильма "Отбытие"