Третий глаз бармена
Ξ 23 января, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
"Не думай про белых обезьян" Юрия Мамина — безумная сатирическая фантасмагория, в которой есть продукт перекрестного опыления Махатмы Ганди с Чан Кай-ши и бармен, похожий на Абрамовича. Не думай про белых обезьян (2008) комедия Режиссер: Юрий Мамин Талантливый бармен Вова (Михаил Тарабукин), глубоко травмированный подслушанным случайно комплиментом, что у него "лицо халдея", получает от шефа (и потенциального тестя) денег пачку и задание переоборудовать в трактир затопленный питерский подвал, а чердак, соответственно, занять под офис. В подвале дело спорится, но якобы заброшенный чердак преподнес сюрприз в виде троицы местных сумасшедших: невезучей самоубийцы Даши, склонной к спонтанному стриптизу (Екатерина Ксеньева), художника-алкоголика (Алексей Девотченко) и духовного полуголого существа Ху-Пунь, продукта перекрестного опыления Махатмы Ганди с Чан Кай-ши. Практичное, но опрометчивое решение использовать богему в качестве подсобной силы выливается для Вовы в бизнес-конфликт с тестем и необратимые изменения психики, спровоцированные открытием третьего глаза и попытками не думать про белых обезьян. В отличие от остальных премьер этой недели, более менее предсказуемых и ясных, классифицировать картину Юрия Мамина невозможно точно также, как следовать дзенской инструкции, вынесенной в ее название. Молчавший десять лет комедиограф (на самом деле пятнадцать, если вести отсчет от "Окна в Париж", а не прозвучавшего втихую "Горько!") времени даром не терял и сотворил, что называется, опус магнум. Со всеми вытекающими из больших авторских форм плюсами и минусами. Начать с того, что в два часа экранного времени Мамин, проигнорировав физические возможности зрительского восприятия, упаковал практически все известные разновидности прекрасного — письменные, устные, визуальные и музыкальные — практикуемые человечеством со времен пещерной живописи, а также самим Маминым, написавшим к фильму непрерывный саундтрек, похожий на адский дивертисмент памяти всех великих композиторов. С целью отвлечь бармена Вову от белых обезьян, олицетворяющих эфемерный дух наживы, режиссер устраивает вокруг него масштабные шаманские камлания из пения, танцев, живописи, лепки, декламаций, философских диалогов с участием Юрского и Басилашвили, вылазок в личное ("лицо халдея") и коллективное (хармсовский сумасшедший дом) бессознательное и даже съемок параллельного фильма в Эрмитаже. Вышло шаманское, бурлескное, смешно запутанное и китчевое шоу, которому сложно подыскать аналоги. Любопытный зритель вступает тут на шаткую почву толкований, которая из-за нагромождения культурных ссылок и цирковых пародий, становится еще более расшатанной. Контрапункт высокого (духовный чердак) и потребительского (пищеварительный подвал) здесь совершенно очевиден, но насколько соцабсурдисту Мамину удалось остаться злободневным с этой вечной аллегорией русской мысли — вопрос. Во всяком случае сценарий фильма, написанный еще в 80-х, несет в себе явные рудименты той эпохи в виде, например, малопонятного сейчас воровства продуктов из общепита, да и профессии главного героя. Бармен эпохи перестройки может и олицетворял какие-то важные и нездоровые процессы в нашем обществе, но сейчас, если не думать про самую белую обезьяну в фильме Мамина — удивительное портретное сходство Вовы и Романа Абрамовича, — представить себе подобную нелепость просто невозможно.
В ролях: Михаил Тарабукин, Екатерина Ксеньева, Александр Девотченко, Анвар Либабов, Сергей Юрский, …
Кадр из фильма "Не думай про белых обезьян"
Кадр из фильма "Не думай про белых обезьян"
Кадр из фильма "Не думай про белых обезьян"