Нет у революции конца
Ξ 5 февраля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Открывается берлинский кинофестиваль: Фрирз, Мудиссон и Чен Кайге в конкурсе, "Игла" и "Чучело" в программе перестроечного кино, Гай из "Обитаемого острова" в кино про скинхэдов. Сегодня открывается Берлинский кинофестиваль — ближайший к нашим границам кинофорум высшей категории. Мы помним, разумеется, что из всех фестивалей Берлинский — самый политический и самый социальный, более всего озабоченный проблемами совместного проживания большого количества людей, новой нравственностью и вообще жжет глаголом. Одной из главных тем Берлинале этого года будет двадцатилетие "Славной революции", которая в 89-м практически без стрельбы сбросила советскую власть в Центральной Европе. В связи с этим на Берлинском кинофестивале покажут коллекцию фильмов, снятых по нашу сторону железного занавеса. Все очень солидно и аккуратно: много короткометражек, немного мультфильмов, венгерская драма нравов "Маленький Валентино", про юношу, потратившего на красивую жизнь колхозные деньги, болгарская драма "Графиня" про то, что свободная любовь и наркотики лучше спецшколы, тюрьмы и психушки, а также "Игла", "Сказка сказок" и "Чучело" — фильмы, которые представлять не надо. Конкурс тоже обещает быть неплохим. Там есть фильм "Шери" режиссера "Королевы"Стивена Фрирза, причем действие происходит в 20-е годы. Остальное все традиционно: пороки и страдания. Стоит обратить внимание на Мишель Пфайффер в роли старой шлюхи. Там есть новый фильм Чена Кайге "Мэй Ланфан", байопик звезды китайской оперы, мужчины, который всю жизнь выступал в женских ролях, играл на Бродвее и платил за успех дорогой ценой. Еще там есть маньяк-триллер Бертрана Тавернье с помпезным названием "В электрическом тумане" и Томми Ли Джонсом и Джоном Гудманом в главных ролях. Неужели они опять сняли лучшего толстяка мирового кино в роли маньяка-убийцы? Лукас Мудиссон показывает новый фильм про детей и глобализацию: филиппинская мамочка работает нянькой в Америке, в то время как ее собственные дети остались без присмотра. Рене Зельвегер снялась в фильме "Один-единственный" Ричарда Лонкрэйна, истории блудливой мамочки и ее двух почти взрослых сыновей, с которыми она путешествует по Америке в поисках одного-единственного. Совсем уж тяжелая артиллерия: "Ярость"Салли Поттер. В главных ролях Джуди Денч, Джуд Лоу и Стив Бушеми, речь идет о школьниках, интернете, индустрии моды и убийствах. А также новый Озон, новый Вайда и несколько фильмов про посттравматический синдром у ветеранов — и все это в конкурсе. Русские посылают в этом году в Берлин мощный десант... Удачная ли это метафора? Особенно если учесть, что в основном конкурсе ни одного русского фильма нет. Зато внеконкурсные программы полны нас. Туда едет новая картина Бориса Хлебникова"Сумасшедшая помощь": парня из Белоруссии в Москве сначала грабят, а потом добрый человек берет его под свое крыло и начинает помогать. Он, правда, борец со злом, и очень странно себе это зло представляет, так что провинциала ждет веселая жизнь. Анотация на сайте берлинского кинофестиваля сравнивает это кино с лучшими фильмами Аки Каурисмяки. В конкурсе короткометражек участвует лента "Девять пролетов вместе" Караваева, получившего награды Кинотавра за короткометражку "Старая Новая Росси". В детской программе — мультик "Маима долгожданный" и короткометражка "Улыбка будды". Самый неожиданный российский участник представлен в программа "Панорама": фильм "Россия 88". Сценарий написан по мотивам нацистских форумов и роликов. Кино все-таки художественное, с актерами, и там, где его сценарист и режиссер Павел Бардин не следует документальной фактуре, а придумывает нечто свое, документальная фактура мгновенно под его сценарий подстраивается — так было, например, со взрывом на Черкизовском рынке.А вот переговоры скинов с "куратором" — подлинные, найденные на взломанном антифа-хакером сайте. Это история молодого безработного интеллектуала-скинхэда (его играет один из продюсеров проекта Петр Федоров, Гай из "Обитаемого острова"), который организует свою шайку и борется за расово белую Россию. Все это снимает на камеру прихвостень, шестерка с говорящим прозвищем Абрам. Показухи и дурачества в действиях молодых людей все же больше, чем насилия и прямого действия, но скатиться к обыкновенной уголовщине им удается очень быстро, особенно если учесть, что сестра главного героя встречается с красивым грузином. Фильм очень убедительный. Судьбу фильма в Берлине еще предстоит узнать, кино интересное, искреннее и резкое, может быть она окажется удачной. Но гораздо интереснее, что с ним произойдет в России. А у нас все очень хорошо: фильмом занимаются Роднянский и Анна Михалкова, прокатное удостоверение еще не получено, футбольные фанаты и бритоголовые на своих форумах изнывают от нетерпения — "наконец-то кто-то покажет нас нормально". Герои фильма говорят нормальным уличным языком, а это значит, что в кинотеатры кино с таким количеством мата никогда не выпустят. Хотя ужасно хочется надеяться, что его все-таки покажут. "Россия 88" снята за копейки, чуть ли не на свои, бандой энтузиастов, которые не смогли добиться разрешения на съемки на Черкизовском рынке и работали скрытой камерой, изрядно рискуя. Хочется пожелать им отличной фестивальной судьбы и российского проката — право на публикацию своего труда они точно заслужили.
Кадр из фильма "В электрическом тумане"
Кадр из фильма "Россия 88"