Вернись в Гоморру

Ξ 27 февраля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

"Гоморра" Маттео Гарроне — коллективный портрет неаполитанской мафии, удостоенный каннского Гран-при.

Гоморра /Gomorra/ (2008)

детектив / драма

Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Джанфеличе Импарато, Эрнесто Майо, Мария Национале, Сальваторе Руокко, Тони Сервильо

Первые двадцать минут фильма разобраться, что происходит в "Гоморре" каннского лауреата Маттео Гарроне довольно затруднительно. Потеющие от жары итальянские мучжины совершают хаотичные действия явно противоправного характера, субтитры спотыкаются о монструозное южное арго, переводя два слова там, где требуется двадцать, и плавится под злобным солнцем большой криминогенный "спальник", отгроханный свихнувшимся фанатом Ле Корбюзье. Так выглядело бы наше Строгино, если прогнать милицию, повысить среднегодовую температуру градусов на сорок и посадить пальмы.


Кадр из фильма "Гоморра"

К минуте сороковой композиция устаканивается. Пять героев — пять историй. Каждый, совершив по собственной и чужой воле серию судорожных телодвижений, попадает в криминальную передрягу с активным участием местной организованной преступности. Паренек, разносчик в продуктовой лавке, шестерит у гопников. Недовольный жалованьем портной учит шить китайцев в тайне от жадного хозяина, связанного с мафией. Два юных идиота грабят тайник с автоматами и гранатометами. Запуганный до смерти старик-курьер сдает конкурентам адреса и явки. Выпускник университета работает на подозрительного типа, зарывающего под новостройкой бочки с токсичными отходами .

Съемка на живую нитку, латинская речь, южная летняя вонь и ребусный монтаж, испытывающий мозг на скорость усвоения информации, подводят поначалу к мысли, что итальянец врежет модного Гильермо Арриагу и свяжет все пять линий одним узлом. Но нет, линии не пересекаются: каждый здесь сам за себя, и Бог, похоже, против всех — в полном соответствии с названием библейского областного центра, уничтоженного небесной канцелярией за плохое поведение обитателей и отсутствие праведников. Праведников у Гарроне и вправду не найти, но пять обитателей его "Гоморры" — ребенок, подросток, юноша, мужчина и старик — назвать грешниками тоже язык не поворачивается. Скорее, это такая коллективная, рваная, но довольно впечатляющая, если сложить осколки, аллегория неумолимого человеческого грехопадения, развернутая по разным возрастам.


Кадр из фильма "Гоморра"

Гарроне, кстати, не морализатор — его камера бесстрастна и просто фиксирует на пленку удручающий процесс самоуничтожения человечества как вида на хорошо знакомом режиссеру местном материале — в основу фильма положен документальный роман его земляка, вынужденного бежать из Неаполя, опасаясь мести прототипов. Отсутствие света в конце туннеля и внятно сформулированного моралите поставило крест на оскаровской номинации "Гоморры", но в Каннах Гарроне получил Гран-при. И, кажется, в последнем случае присутствует больше здравой логики: лучше цинично бежать из ада без оглядки, как, собственно, и делают некоторые герои фильма, чем стоять, нравоучительно на него взирая, глупым соляным столбом.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: