Закрыватель Америки

Ξ 8 апреля, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

"Гран Торино" рычащего в кадре волком Клинта Иствуда — самый успешный фильм классика и самый неудачный за последние годы.

Гран Торино /Gran Torino/ (2008)

боевик / драма

Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Клинт Иствуд, Джералдин Хьюз, Кристофер Карли, Брайан Хэйли, Кори Хардрикт, …

Мрачный, как противопехотная мина, пенсионер Уолт хоронит жену. После прощания в церкви его дом заполняют соседи и родственники, достаточно несносные, банальные, раскормленные, чтобы ветеран корейской войны и детройтского автопрома перешел с разговорного английского на тихое волчье рычание, которое и стало актерской маркой Клинта Иствуда этой роли — последней в его актерской карьере, как объявил сам классик.

Поводов для рычания у расиста и мизантропа Уолта найдется еще достаточно: соседи-азиаты, молодежные банды, тупой сын и тупая внучка, а главное — соседский мальчишка, который попытается угнать его форд Гран Торино. Чуть не пристрелив парня из винтовки, Уолт с отвращением и неохотой станет для него учителем жизни, подружится с его семьей и, когда придет время, вмешается в конфликт парнишки с местными гопниками. Тут и настанет момент для Иствуда-режиссера оправдать слово "драма".

Поскольку 78-летний Иствуд — аттракцион космического масштаба, вроде прохождения кометы Галлея, бормотать что-то недовольное о его картинах так же глупо, как возмущаться безвкусным оттенком космического светила. Тем более, что "Гран Торино" не только самый успешный фильм Клинта Иствуда, но и, в каком-то смысле, программный — линза, которая сводит в единый фокус раннюю иствудовскую свирепость Грязного Гарри и его же поздний вдумчивый гуманизм.

А так же последняя, гавань в его колумбовом плавании, чья цель — новое открытие Америки. Следующим фильмом Иствуда будет биография Нельсона Манделы "Человеческий фактор" (ага, с Морганом Фриманом, разумеется), так что "Гран Торино" это финальная точка путешествия, начатого в триллере "Таинственная река". "Река", и последовавшие за ней "Малышка на миллион", дилогия про Иводзиму, "Подмена", "Торино" стали попытками пересмотреть Америку, просеять через мелкое придирчивое сито, чтобы найти нечто — центр силы, образ, моджо, что превратило ее в величайший миф — и понять, что пошло не так. Подобным вниманием к гению места отличался Вим Вендерс, с которым у позднего Иствуда, как ни странно, много общего — необходимость вглядываться в ландшафт, например, уверенность в том, что за ним, как за голограммой, скрывается ответ. А за ответом, который всегда банален (Америка это: абсолютное одиночество, возможность для всех, здравый смысл, право на оружие, вера в человека, в моральный долг, стрижку газона и неотвратимость смерти), Иствуд и Вендерс всегда находили место для тайны, и их таинственная река была шире, чем Миссисиппи.

"Гран Торино" — это только ответы. Смачные расистские реплики облегчают развившийся от политкорректности отит и бурят радостный смех в зале, сцена, где сутулый оскаленный Иствуд ломает об колено (только авторитетом, никакого рукоприкладства) нервных черных гопников — именины сердца, простое, без подтекстов, высказывание в конце: трудолюбивые иммигранты в большей степени американцы, чем слушающая рэп гопота и жирные менеджеры по продажам, потому что Америка — это, прежде всего, честный труд простых людей. Точка. Залп. Внесите флаг. Тема закрыта.

Иствуд остается замечательным режиссером и анимированые банальности, из которых состоит "Гран Торино", все равно складываются в историю. Но, как пели Gorillaz в песне "Clint Eastwood": "Now I couldn't be there, Now you shouldn't be scared". К сожалению, пугаться нет причины.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: