Деточкин-нуар
Ξ 18 мая, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
В прокат выходит "Дзифт" Явора Гырдева, болгарский неонуар с роковой красоткой, советскими песнями и софийским социалистическим дном — один из лучших фильмов прошлогоднего ММКФ. Дзифт /Zift/ (2008) драма / нуар Режиссер: Явор Гырдев
Крупного лысого мужика по кличке "Моль" выпускают из тюрьмы, где он просидел от звонка до звонка 15 лет за убийство. Сел он еще до войны, вышел в тоталитарной послевоенной Болгарии, родную Софию узнает с трудом, хотя злобные менты, веселые и безжалостные бандиты, роковые красотки и гнусные шалманы никуда не делись. Всю следующую ночь он будет шататься по городу, выяснять кто его подставил и грызть местный заменитель жвачки — дзифт, шарик натуральной асфальтовой смолы, единственную частную собственность, которую он пронес через тюрьму. Фильм этот почти прогремел на прошлогоднем московском кинофестивале (зачем было заставлять публику ждать ограниченного проката целый год?), его уже успели обозвать соцреалистическим неонуаром. Нуар — потому что черно-белый, с роковой красоткой, характерным ритмом и смертью в конце, соцреалистический — Бог его знает почему, видимо за счет борьбы ужасного с еще худшим, а также из-за софийских имперских пейзажей, сталинского ампира, грандиозных бань и других неизменных составляющих советского кино.
Снял это чудо театральный режиссер Явор Гырдев, это его первый фильм, и даже если вдруг он окажется последним, у него есть отличный шанс попасть в учебник. Знатоки пишут, что он использовал три типа пленки — одну для событий, одну для флэшбэков, одну для вранья. Он собрал дичайший саундтрек из советских песен — идеальная музыка для обысков, построений и вечернего культурного отдыха, гораздо лучше и универсальнее, чем даже оперы Вагнера. Гырдев, кроме того, собрал удивительную галерею упырей — такие рожи встречаются, кажется, только в тюрьме и в кино. Сценарист Владислав Тодоров придумал, а Гырдев воплотил историю про парня, который, конечно, надеется еще забрать девушку и сокровища и свалить с ними в теплые края — но на самом деле ему, конечно, ничего не светит. Намеки на это разбросаны с самого начала, но до последнего веришь в витальность этого парня, даже после того, как он оказывается перед зданием местного то ли ЦК, то ли КГБ — символа ужасного гнета. История с молодым дураком, которому нужны были деньги на лучшую женщину на свете, и бандюками, которые используют его втемную, могла случиться в любой стране при любом строе. Другое дело, что вот такая прекрасная ностальгическая смесь любви к строю, стилю и культуре советской Болгарии и опекающего ее большого брата и неприкрытой ненависти ко всему тому же самому могла возникнуть только в постсоветских странах. Но любви, правда, все равно больше, без нее ничего бы не получилось.
Интересно еще вот что. При определенном угле зрения кажется, что нуар — самый естественный жанр для описания советской (особенно антисоветской) действительности. Серые краски, плохо отремонтированные здания, плохо одетые люди с сероватыми лицами, редкие красотки, вынужденные по бедности носить ужасное белье, внешний гнет и полная невозможность для главного героя добиться жизни, свободы, счастья и богатства — короче говоря, Юрий Деточкин должен бы был продавать двойную страховку. Впрочем, он и так довольно плохо кончил.
В ролях: Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев, Михаил Мутафов, Дьеко Россич