Полеты во сне и наяву
Ξ 20 мая, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Прощаясь с Янковским мы решили вспомнить главные — этапные для него и для отечественного кино — роли в кинокарьере великого актера.
Поскольку телевидение у нас — главнейшее из искусств, "народными" ролями Олега Ивановича Янковского останутся, вероятно, его работы в постановках Марка Захарова — "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Убить Дракона", фильмы, которые человек в этой стране может смотреть с самого детства и всю жизнь. Другие роли постепенно уходят в тень, просто потому, что "Служили два товарища" или "Влюблен по собственному желанию" не показывают каждый Новый год. И это невероятно жаль. Прощаясь с Янковским мы решили вспонить главные роли в его кинокарьере. "Щит и меч" История советского разведчика Белова, под видом немца Иоганна Вайса внедрившегося в абвер и почти в одиночку выигравшего войну. Фильм, ставший первым в кинокарьере Олега Янковского. Попал он на роль не то что бы случайно, но режиссер Басов сомневался в том, что молодой — тогда ему было 23 года — актер подходит на эту роль. "Слишком аристократичный", решил Басов, но позже пересмотрел свое решение. И не прогадал. Невероятное изящество Янковского в роли Руди Шварцкопфа в каком-то смысле проложило дорогу "Семнадцати мгновениям весны", создав образ обаятельного фашиста, которого так же трудно ненавидеть, как Броневого в роли Мюллера. "Служили два товарища" Следующим в том же году у Янковского вышел один из самых нетипичных для эпохи фильмов о гражданской войне, без малейшего намека на советскую пропаганду — "Служили два товарища" Евгения Карелова. Гражданская война, форсирование Сиваша, махновцы — история была рассказана словно с высоты полета аэроплана, с которого герои безуспешно пытались снять на "кино" укрепления белых. Переходы от фарса к высокой драме и обратно делают картину невероятно трудной для актеров, но Ролан Быков и Олег Янковский образовали невероятный дуэт. Неожиданная отстраненость, интеллигентная самоуглубленность героя Янковского в сочетании с его же спокойной, непоколебимой верой в дело мирового пролетариата производили незабываемый эффект — таких солдат революции наше кино еще не знало. Собственно говоря, наряду с "Бегом" и "Комиссаром", "Служили два товарища" до сих пор остаются самой эмоционально достоверной картиной о гражданской войне.
"Зеркало" После успеха "Товарищей" Яноковского завалили предложениями — в 1970-м году у него вышло четыре картины. А в 1974, в возрасте тридцати лет, он буквально вошел в вечность, снявшись в "Зеркале" Тарковского, вероятно, лучшей картине режиссера. Роль была совсем небольшая, но эмоционально невероятно важная — актер сыграл отца лирического героя фильма — а проще сказать, самого Тарковского. Финал, в котором Терехова и Янковский лежат в траве и смотрят на небо, остается в памяти навсегда. В том же фильме сыграл сын Олега Ивановича — ныне режиссер Филипп Янковский. Через 10 лет сотрудничество Янковского и Тарковского подолжится в ленте "Ностальгия", при довольно печальных обстоятельствах — роль писателя Горчакова была написана под Солоницына, но актер умер и Тарковский пригласил Янковского. Ситуация трудная для любого актера, но проход Горчакова-Янковского со свечой через пересохший бассейн Святой Екатерины теперь помнит весь мировой кинематограф. "Звезда пленительного счастья" История Владимира Мотыля о избежавших виселицы декабристов и последовавших за нами на каторгу жен поразила зрителей в 1975 году парадоксальным сочетанием кровавого реализма и невероятной, захватывающей романтикой, обогатив фольклор фразой "И повесить-то как следуетне не умеют". Здесь Олег Янковский сыграл небольшую, но запомнившуюся роль Рылеева. "Чужие письма" Лента Ильи Авербаха про инфернальную Зину Бегункову — девушку, которая умело манипулирует людьми, хладнокровно разрушая чужие судьбы. Фильм заслуживает внимания хотя бы из-за интересного актерского состава — Ирина Купченко, Зинаида Шарко, Иван Бортник. Олег Янковский сыграл тут любовный интерес шестнадцатилетней демоницы, показав, что может исполнить не только аристократов и романтиков, но и суровых парней.
"Обыкновенное чудо" В 1978 году вышел "Мой ласковый и нежный зверь", второй главный фильм Эмиля Лотяну после "Табор уходит в небо", моментально прославившийся, при всех достоинствах, благодаря музыке — все последующие годы от вальса Евгения Доги было не продохнуть. Янковский сыграл Камышева и может быть этот год в карьере актера запомнился бы этой картиной, но вышло "Обыкновенное чудо". Волшебник в исполнении Олега Янковского не только не потерялся на фоне невероятного обаяния Абдулова, хотя актерские рамки для роли Волшебника были гораздо жестче. Невероятно скупыми средствами Янковский сумел передать и силу, и власть, и нежность, и каприз демиурга — сочетание черт, небывалое для отечественного кино. Фильм положил начало совместным киноработами Марка Захарова и Олега Янковского — "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Убить Дракона". "Мюнхгаузен", вероятно, самый любимый страной, Янковский снова тут поразил умением владеть тончайшими ньюансами, переходя от комедии к трагедии, от фарса — к мрачнейшему реализму. Мюнхгаузен, напивающийся в оранжерее, Мюнхгаузен, стреляющий в дымоход, Мюнхгаузен, взбирающийся по веревочной лестниц в небеса — все это тот самый Мюнхгаузен. "Влюблен по собственному желанию", "Полеты во сне и наяву" Наступление застойных восьмидесятых Олег Янковский приветствовал двумя ролями, ставшими ключевыми для целого десятилетия, отразившие две его стороны, которые затем советский кинематограф неустанно разглядывал. "Влюблен по собственному желанию" — лирическая комедия по жанру, успешно нащупывала и лирические, и комические стороны безвременья, в которое угодила страна. История спившегося спортсмена, который трудится слесарем, и романтической библиотекарши, стала хитом, Янковский был признан лучшим актером года по версии "Советского Экрана", а Евгения Глушенко — лучшей актрисой Берлинского кинофестиваля. Советские женщины поверили, что обладательницу 54 и "учительского узла" в качестве прически, может полюбить Олег Янковский. А фраза-размышление "Жизнь за родину отдать могу, а восемь часов у станака — не могу", стала девизом целого поколения на ту пору сороколетних. В "Полетах во сне и наяву" то же сочетание разочарования, истрепанности, суетливости и романтики выразилось уже в драматическиой форме. Кукареканье на дне рождения, знаменитое "с одной из вас меня не связывает ничего кроме долга, с другой — все кроме долга", сказанное жене и любовнице и, сквозь весь трагический балаган, то, о чем писала критик Зара Абдулаева в статье о фильме: "Янковский показал, как расколовшееся гамлетовское сознание стало доступным человеку из очереди, мелкому служащему". И это чистая правда.
"Любовник" Одна из немногих полноценных со всех точек зрения постсоветских картин — сценарий, режиссура, операторская работы, актеры — стала бенефисом Янковского, чью работу Сергей Гармаш невероятно деликатно оттеняет. Янковский сыграл человека, который после внезапной смерти жены узнал, что у нее долгие годы был любовник — так, что мясо с костей заворачивается. Возможно, это не этапная для него роль, но вместе с Валерием Тодоровским они тогда, в 2002 году показали, каким может быть нормальный уровень нового российского кино. Чего, к сожалению, так и не случилось.