Не вышли из тени

Ξ 14 сентября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Три победителя Венеции и пять лучших фильмов 66-го Венецианского кинофестиваля, не получившие главных призов.

По окончании фестиваля слава достается победителям, всем же прочим — вежливое внимание и ободряющие упоминания в репортажах. Нам это кажется несправедливым, тем более, что обойденные призами фильмы часто ничем не уступают призерам. Мы решили собрать пять картин Венеции, которые стоят того, чтобы о них не забыть:

1. "Cafe noir"Джун Иль-Суна. Неделя критики. Никаких призов.

Корейский критик Джун Иль-Сун снял дебютное кино на 197, простите, минут. Он экранизировал "Страдания юного Вертера" Гете и "Белые ночи" Достоевского, где надо приправил Лаканом и цитатами из известных фильмов — как корейских, так и не очень. Получилось идеальное кинокритическое кино, одновременно предельно серьезное и самоироничное. Героя бросает возлюбленная, в последний раз он встречается с ней на дне рождения ее дочери. Он пытается покончить с собой, разговаривает с русалкой, бродит по ночному Санкт-Петер... Сеулу. Его черно-белые видеоночи озарены милой одинокой девушкой, которая ждет своего любимого. Все это мучительно прекрасно, почти как кар-ваевский "Чунгкингский экспресс", и так напичкано аллюзиями, как будто режиссер специально обращается к кинокритикам: ну что, хотите почувствовать себя умными? Сейчас сделаем. Каждый план длится ровно столько, сколько нужно, чтобы устать и вновь обрести волю к жизни. Начинается с пятиминутного, не меньше, эпизода, в котором плачущая корейская девушка ест огромный гамбургер. Ест и плачет. И запихивает себе в рот эту булку, эти помидоры, и салат падает на ее белую курточку, а камера смотрит на все это, не шевелясь, а девушка ест и плачет.

2. "Последние дни Эммы Бланк"Алекса ван Вармердама. Программа "Дневники авторов". Приз Label Europa Cinemas

Если "Официант" Вармердама был задумчивой черной комедией, то в "Последних днях Эммы Бланк" все усугубилось: чернота еще чернее, комедия еще комедийней, задумчивость заполняет все дыры. Женщина — вероятно, смертельно больная — доживает свои последние дни в большом доме, окруженная верными слугами. Она самодурствует, требуя, чтобы слуга к завтрашнему дню отрастил или хотя бы купил накладные усы, кухарка сделала ей сэндвич, нет, не надо, я просила сэндвич! что вы мне суете! — а горничную просит размешивать ей краски ("Я хочу рисовать! Это синяя краска? Вы уверены?"). Постепенно становится ясно, что это не слуги, и работают они не из любви к хозяйке. Главный спойлер и главное удовольствие в фильме — роль самого Вармердама, бессловесная и убийственная. Жалко, что, предложив красивые условия игры, режиссер не нашел точного выхода из ситуации, но это давно уже можно воспринимать как фирменный вармердамовский стиль.

3. "Лурд" Джессики Хауснер. Основной конкурс. Приз ФИПРЕССИ

Бескомпромиссное высказывании о двусмысленности чуда. Героиня (блестящая роль Сильви Тестю) может передвигаться лишь в инвалидном кресле. Она совершает паломничество в Лурд, где миллионы верующих ежедневно ждут чудесных излечений. Но ни религиозное рвение, ни полное отсутствие веры никак не связаны с возможностью исцеления. Хауснер пытается разобраться в самой природе чуда, и делает это с удивительной тактичностью. Чудо для нее — больше религии, больше веры, больше любого человека. Чудо — это то, что структурирует жизнь, причем делает это по каким-то совершенно неизвестным, не человеческим законам. Почему верующие умирают, а не особо верующая героиня может встать и пойти? Из каких соображений бог наказывает одних и возвышает других? Что делать с чудом, когда оно произошло? Почему у окружающих чудо вызывает лишь зависть, а не подъем религиозных чувств? У Хауснер нет готовых ответов. Ни у кого нет.

4. "Сын мой, сын мой, что ты наделал"Вернера Херцога. Основной конкурс. Никаких призов

Фильм, спродюсированный Дэвидом Линчем, рассказывает реальную и очень линчевскую историю об актере, который сошел с ума и перепутал сцену с жизнью. Он убил свою мать, повторив греческую трагедию в пригороде Сан-Диего, и теперь детектив (Уиллем Дефо) пытается понять, что же привело актера к безумию. Другой важный вопрос — как выманить его из дома, где он сидит с заложниками и кричит что-то непонятное про бога и пиццу. Сновидческий экстаз Херцога в этом фильме многие критики приняли за пустоту и бессмыслицу. Но получилось очень страшное кино об античном герое, который слушает голос с небес и бьет ногами машину, потому что из нее не выходит никакой бог, а хор в это время стоит рядом и сплетничает.

5. "Между двух миров" Викукти Джайясундары. Основной конкурс. Никаких призов

Шри-ланкийская зарисовка, древний миф, творящийся прямо сейчас, легенда, которую рассказывают рыбаки, на ходу придумывая детали. Герой оказывается то в городе, объятом революцией (улицы завалены разбитыми телевизорами), то где-то в поле, где мужчины прячутся от стражников, то где-то в прошлом, то где-то в будущем — и все это одно и то же вечное пространство и время мифа. Точнее, герой остается недвижным в пространстве между мирами, а история творится вокруг него. Некоторые критики назвали этот фильм претенциозным и синефильским. Нет там никакой синефилии, в пространстве между мирами даже и кино-то никакого нет.

Победителями, тем временем, стали совсем другие фильмы — политика, кажется, прокралась из Берлина в Венецию, хоть и не с таким катастрофическим результатом:

"Ливан" израильтянина Самуэля Маоза. Золотой лев за лучший фильм.

Кино снято целиком внутри танка, весь окружающий мир виден исключительно через прицел. Режиссер, сам участник первой Ливанской войны говорит, что делал кино, основываясь на своей эмоциональной памяти, и не заботился о драматургии. Последний кадр — танк в поле подсолнухов — лучшее, что есть в фильме.

"Женщины без мужчин" Ширин Нешат. Серебряный лев за режиссуру.

Дебютный фильм иранской видеохудожницы, живущей в Нью-Йорке, экранизация магико-реалистического иранского романа. Жизнь очень разных четырех женщин на фоне иранских событий 1953 года. Нешат всегда интересовалась разрушением гендерных, социальных и политических стереотипов, но фильм получился неожиданно вполне стереотипный, в духе мейнстримного кино про внутреннюю свободу в военное время. Разве что очень красивый.

"Soul Kitchen"Фатиха Акина. Спецприз жюри.

Самая веселая картина фестиваля. Немецкая комедия, что может быть прекраснее? Двое братьев-греков в Гамбурге держат ресторанчик. Точнее, один держит, а второй (Мориц Блайбтрой в немецком кино, похоже, такое же неизбежное зло, как Безруков в российском) ему мешает. Любовь, секс по Интернету, много-много кулинарных секретов, — большие сборы фильму обеспечены.

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: