Сила в провинции
Ξ 14 сентября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Вспомнив отечественные провинциальные детективы, мы обнаружили, что за границей МКАД это жанр удавался лучше, чем в столице. Некоторые из фильмов стали даже классикой. "Сыщик", 1979, реж. Владимир Фокин
В историю "Сыщик" вошел фанковым саундтреком Эдуарда Артемьева в стиле "блэксплотейшн", вставным слэшер-эпизодом — сюрреалистическим сном главного героя, где его режут циркулярной пилой, тестостероновым драйвом Андрея Ташкова и, конечно же, бессмертным "Не рычи!". Пока в советских столицах снимали унылые детективы про ОБХСС, в провинции происходили удивительные вещи. Даже перед иностранцами не стыдно. "Змеиный источник", 1997, реж. Николай Лебедев
Хичкоковский детектив про орудующего в сонном провинциальном райцентре сексуального маньяка десять лет назад вселял надежду, что с отечественным жанровым кино не все так плохо. До сих пор, впрочем, не оправдавшуюся: хороший дебютный зачин Николая Лебедева — протеже Валерия Тодоровского, продюсера фильма — интересного развития не получил. "Остановился поезд", 1982, реж. Вадим Абдрашитов
Федеральный следователь (Олег Борисов), приехавший в российскую глубинку расследовать причины катастрофы на ж/д, выясняет, что виновны все без исключения и постигает кафкианскую истину о самом себе как винтике советской Матрицы. Фильм — безупречное разоблачение андроповского мифа изнутри андроповского мифа, проекта по "наведению порядка в стране". До сих пор, учитывая недавние техногенные катастрофы, актуальный детектив, впрочем, как и все творения наших главных соцвизионеров Абдрашитова и Миндадзе. "Анискин и Фантомас", 1974, реж. Михаил Жаров, Виталий Иванов
Наш ответ деревенскому евро-детективу — деревенский участковый Анискин, расследующий комиксное ограбление сельпо. Анискин — национальный архетип, продукт перекрестного опыления Эркюля Пуаро и мисс Марпл, начитавшихся славянофилов. Со сменой общинного мифа на либеральный его потеснил Фандорин. Надолго ли? "Десять шагов к востоку", 1961, реж. Хангельды Агаханов, В. Зак
Приключенческий комиссарский истерн-детектив с элементами мистики и залихватскими поворотами в русский киноавангард 20-х. Фильм отрыли из закромов Госфильмофонда и показывали на "ДетективФЕСТе" и в программе ММКФ "Соцавангард". Предтеча "Белого солнца пустыни" и "Свой среди чужих, чужой среди своих". Киноманы на просмотрах возбуждались очень сильно. "Грачи", 1983, реж. Константин Ершов
Братьев Грачей — крепких русских мужичков — судят за разбой на большой дороге: погиб водитель "жигулей". Сильнейшая работа Леонида Филатова, изобразившего на экране ницшеанский бунт против Системы в самый разгар андроповщины. Бодровский "Брат" — бледная копия. "Жена керосинщика", 1988, Александр Кайдановский
Столичный следователь, приехав в провинциальный городок, центр которого занимает зона и руинированный католический костел с ангелами-бомжами, расследует инфернальную деятельность председателя горисполкома Удальцова, у которого обнаружился брат-близнец (мощная двойная роль Александра Балуева). Расследование выливается в богоборческий экскурс в пучины коллективного отечественного бессознательного. Авангардный, мистический, несправедливо полузабытый и до сих пор малорастолкованный фильм "сталкера" Александра Кайдановского. Плюс — жутковато-сюрреалистичный портрет советского города Калининграда, в котором жил Кант. "Мой друг Иван Лапшин", 1984, реж. Алексей Герман
Лучший фильм Алексея Германа, помимо всех прочих достижений, о которых сказано достаточно, очень точно обозначил одну большую, но до сих пор не развившуюся жанровую возможность в истории нашего кино — нуаровый провинциальный детектив. Поменяйте богартовский плащ на кожаное комиссарское пальто, роковую блондинку из кабаре — на Нину Русланову в бандане из красного кумача, и все встает на свои места. В отечественном кино, впрочем, до сих пор не встало. "Юрьев день", 2008, реж. Кирилл Серебренников
В сюжете про светскую львицу, потерявшую сына посреди русского "нигде", провинциальный отечественный нуар с кафкианско-гротескными элементами по хорошему сценарию Юрия Арабова уже не то, что проклевывался, а громко стучался в дверь обеими ногами, однако режиссер Серебренников предпочел нуару распевание псалтири. Лавры достались актеру Сергею Сосновскому, виртуозно и сочно сыгравшему провинциального опера, расследовавшего этот странный случай. Собственно, это все тот же Иван Лапшин, только отсидевший в лагерях, а по возвращении надевший кожаное пальто журналиста Ханина. Интересно, кто-нибудь возьмется и доведет хорошее начинание до конца?
Координаты: Смоленск
Координаты: Серпухов
Координаты: Малоярославец
Координаты: деревня Серково, Московская область, изображавшая в фильме Сибирь
Координаты: Туркмения
Координаты: Таганрог
Координаты: Калининград
Координаты: Астрахань
Координаты: Юрьев ПольскийВсё о Непрощённых →