Я никогда не сбегу от Токио
Ξ 17 сентября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Японский классик Шинья Цукамото представил в Венеции свой новый фильм "Тецуо: человек-пуля" — третью картину о человеке, мутировавшем в гаджет, после чего рассказал о ночных кошмарах и Токио. Шинья Цукамото — тихий дядечка в шляпе, такой может оказаться и безобидным клерком, и садистом-насильником. Цукамото, судя по его фильмам, и клерк, и насильник. В его картинах люди превращаются в груду железа и жужжат членом-дрелью, детективы залезают в чужие сны, а любить человека означает расчленить его труп. На Венецианском фестивале Цукамото представил фильм "Тецуо: Человек-пуля". С прошлого фильма из трилогии про Тецуо прошло семнадцать лет, и вот человек на экране вновь превращается в машину убийства.
- Почему был такой перерыв между вторым и третьим "Тецуо"? - После "Тецуо 2" я получил множество предложений от американских продюсеров сделать "Тецуо" в Америке. Я очень хотел сделать кино в Штатах, но понимал, какая гигантская пропасть между их видением фильма и моим. И эту пропасть никак нельзя было обойти. Так что наконец я начал работать над версией "Тецуо" в собственном стиле. Поэтому так долго все происходило. И кроме того, надо было придумать подходящую историю, это тоже небыстро. - Какой из трех "Тецуо" вам самому больше всего нравится? - Я так отвечу: эти три фильма — как трое детей. Первый — дикий такой, очень энергичный мальчик. Второй более циничный, из тех сыновей, которые не особо всем нравятся. А что до третьего, новорожденного, тут пока речь не идет о любви или ненависти, с ним просто надо быть очень-очень нежным. Когда я сделал первого "Тецуо", я не знал слова "киберпанк". Я просто читал андеграундные журналы, и тогда мне пришла в голову идея трансформации. Но ко времени создания второго "Тецуо" появились большие киберпанковые фильмы. Тогда же меня начали приглашать на большие международные кинофестивали. Моя тема универсальна, но фестивальные люди сказали: ты делаешь кино про Токио. И вот я понял, что хочу делать фильм в Токио и про Токио. Первые два фильма трилогии рассказывают в основном о взаимоотношении между человечностью и технологиями. Если между ними нет баланса, то будет слишком много насилия. В третьем "Тецуо" для меня очень важна идея войны. Солдаты Второй мировой почти все уже умерли, а те, кто застал войну в детском возрасте, им тоже уже за семьдесят. Так что память о войне постепенно исчезает, люди не ощущают войну как какую-то реальность. Но у меня есть страх перед войной, мой личный страх. Вообще после рождения ребенка мои страхи стали гораздо, гораздо больше. - Кажется, что Тецуо — это самая суть Токио, его душа. Как изменилось ваше отношение к городу за последние годы? - Ну, мне кажется, что мое восприятие Токио не особенно меняется, просто оно идет глубже, заходит все дальше и дальше. - Если у вас такие сложные отношения с городом, может, есть смысл сбежать на природу? - Я никогда не сбегу от Токио, мои отношения с этим городом — это любовь-ненависть. Когда я рос, здания в Токио становились все выше и выше, так что в каком-то смысле это мой брат, мы вместе выросли. Токио — это еще и моя мать, и отец, заставляющий работать, — в общем, это моя семья. Но здания в Токио стали слишком высокими, они подавляют, и иногда я чувствую потребность разрушить этот город. Любовь-ненависть. - А вы смотрели фильм "Трансформеры"? - Ну, меня роботы не особо интересуют, но мой ребенок большой фанат всех этих роботов, так что недавно я с ним посмотрел "Трансформеров". Меня поразило, как эти роботы трансформируются, какими они становятся гигансткими, это было так удивительно, что я даже устал смотреть. - После "Кошмарного детектива" вы стали успешным режиссером вне Японии, это что-то изменило в вашей жизни? Пока не стал. Мне предложили сделать американский ремейк "Кошмарного детектива", но пока что это только разговоры, так что я никакого особого мирового успеха не чувствую. - А не проще будет найти деньги в Японии? - Сейчас в мире такая сложная экономическая ситуация, так сложно найти деньги... И вообще, я в такой депрессии из-за всех этих денежных дел... может, и фильма никакого не получится. Было бы проще, если б я мог остановиться и ничего не делать. - И чем вы займетесь, если не сможете снимать кино? - Ну, по сравнению с другими режиссерами, я сам все делаю, — я режиссер, оператор, монтажом занимаюсь. Так что мне нужна только камера — и фильм будет. - Вам кошмары не снятся? - Вчера я лег в полночь, и до трех часов утра видел один и тот же сон. Я видел себя, стоящего где-то, и кто-то кидал в меня камнями. Маленькими камушками, но они становились все больше и больше. Мне стало очень страшно, и я проснулся. И увидел дверь своего номера в отеле. Я заснул снова, и мне приснилось то же самое. И это повторялось до трех часов утра, и в три часа утра я проснулся, и вот я здесь.