Принуждение к любви
Ξ 2 ноября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Петр Николаевич Мамонов, играющий Ивана Грозного в фильме "Царь", рассказывает о Боге, об отсутствии испытаний, о соблазнах, грехах и о человеке, выдумавшем собственного бога.
- Кто такой Иван Грозный? - Господь оделил его множеством талантом. Он был и прекрасный поэт, он сочинил акафист, великолепное церковное песнопение, он был великолепный дипломат, всегда все малой кровью, договаривался. Умнейший духовный писатель был, присоединил множество к нашей стране земель, Сибирь, Ливония — все его рук дело. И вместе с тем это человек, который изобрел собственного бога. А если вы верите не в того бога, то вы верите в кого? В левого парня. Никакого третьего варианта нету. Вот что с ним происходило. Но это на мой взгляд. Откуда нам знать через толщу веков? - Мы можем результаты увидеть кое-какие. - А результаты, милый мой, — отрубленные головы лучших русских людей, а как сказал Федор Михайлович, одна слезинка ребенка не стоит всей гармонии мира. Я с этой мыслью согласен. Цель не оправдывает средства. И в нашем кино митрополит Филипп, русский святой, это говорит царю, когда тот к нему на исповедь приходит. Царь говорит: "как человек, я грешен, но как царь я прав". Митрополит ему отвечает: "Яви раскаяние в делах твоих". Когда мы сажаем яблоню, мы сажаем ее чтоб яблоко съесть, а не чтоб листьями любоваться. Вот у Ивана Васильевича к сожалению листья. - Но и листья-то честно говоря... Впервые за 200 лет Москва была взята штурмом и разграблена именно при нем. Он в Опричнину уехал, а крымский хан взял Москву штурмом. Мы не снимаем историческое кино, поэтому я не знаю этих фактов. Я играю человека, которого рвало на части. От сорока дней на коленях до собственноручного задушения людей, вот масштаб. Вот об этом кино. Есть два пути: митрополит Филипп, живущий по правде в любой ситуации, вот его убьют — а он правду говорит. И Грозный, который выдумал себе собственную веру, что он помазанник Божий... Но у нас нет готовых ответов. Вообще искусство не занято ответами. Мы занимаемся постановкой вопросов, чтобы каждый из в зале сидящих, или хотя бы из ста один сказал: "А как я живу?" "А че я на нее ору все время. Давай я попробую не сказать один раз: не разогрето, я устал, с работы..." Вот и все! Никаких "Сейчас мы за два часа расскажем вам всю историю России". Да чепуха это все. Кино — это развлечение. Это зрелище. И если там за два часа какой-нибудь серьезный вопросик проскользнет — слава Богу. А в первую очередь должно быть интересно глядеть. Чтобы там были симпатичные лица, интересные фабульные дела... Как вот наш "Остров"-фильм-кино? Кинцо! Я вот сколько раз уже говорил: у нас полстраны над "Островом" рыдает у экрана, а то, что мы в день убиваем 5 тысяч младенцев в абортах — это никого не трогает. 10 человек погибло в Беслане — вся страна обрыдалась, а 4 миллиона в год это нормально. Они такие же живые, их там на части щипцами рвут, они орут, как бешеные, трехмесячные. Какой там Грозный? Грозный-тревожный-серьезный. Вот он в каждом из нас и сидит. Давайте с этим воевать уже начнем. Давайте жить серьезно. Это не означает, что мы сейчас все напружинимся. Нет. Мы будем и выпивать, и веселиться, но в меру. Во славу Божию. Господь вам заповедвал — живите и радуйтесь. Радуйтесь! - Почему вы стали участвовать в этом проекте? После "Острова" вам предлагали много разных вещей, почему вы выбрали "Царя"? - А мне незачем участвовать в том, что мне не нравится. Я сам по себе. Я гитару возьму, в Новосибирск поеду — и 5 тыщ долларов в кармане. Я песни пою, танцую... я независимый. А почему "Царь" — во-первых, это Павел Семенович Лунгин, с которым мы давнишние товарищи, тридцатилетней давности, но этого мало. Я очень его уважаю, высоко ставлю... Настоящих художников мало. Которые умеют удивляться, пребывать в сомнении, в растерянности, что мы снимаем. Гораздо больше командиров. И вот что мы имеем на наших экранах, вы прекрасно знаете, раз вы этим занимаетесь: "9 рота" и прочее — не будем имен называть. Поток говна залил советский экран. Только в последнее время что-то стало появляться. Потому что страна-то великая у нас! - А что вам понравилось в кино в последние годы? - Я не смотрю, потому что не хочу расстраиваться. Я знаю, что если бы чего-нибудь было — я бы знал. Я гляжу — появляются люди. Я же рок-человек, я с молодежью общаюсь. Очень хорошая у нас сейчас молодежь. Вот эти все стоны, всхлипы старческие — "Клинское", хамы! — это глупости все. Вот такая (показывает большой палец) у нас сейчас молодежь! Непьщая, ищущая, думающая. Я очень доволен. Тирания пала, вот уже результат. Как скоро! Прошло каких-то 15 лет. Уже имеем результат. Вот "Эйфория", все на слуху. "Пыль" снял Сережа Лобан. Как мне с ним было приятно работать! У меня там была маленькая роль, не в этом дело. У меня другое мнение по поводу видения мира, но как там это представлено! Я более тепло мир воспринимаю, там очень холодно. Видели фильм? Поглядите, во. Вообще Сергей Лобан очень хорош. Вот сейчас он запускается на новый проект, сейчас с ним поработаю. Рашид Нугманов, который в свое время "Иглу" снял, у меня там была маленькая роль доктора. Он вдруг объявился, приехал из Франции, хочет снова снимать кино, меня зовет, я с ним хочу работать. А сам я, лично, я очень придирчивый человек. Поэтому меня устраивают такие безапелляционные всякие вещи, такие, как, там, ну вот, не знаю, Жюль Дассен, Лино Вентура, "Второе дыхание", "Не тронь добычу", Жан Габен, Берт Ланкастер... Настоящие старые вестерны, не Иствуд, это все картонные, а вот такие — 50-х, где все по-честному, за правду, всегда все гибнут — кинцо! А этих всех умников я на чердак закинул, Бергманов, Годаров, Тарковских... потому что там только Я, Я, Я... Вот "Андрей Рублев" по-вашему хороший?! Не так жила наша страна! Никакой такой грязи, пьяни, голых баб этих всех — ничего этого не было. - Как вы считаете, "Царь" — своевременное кино, актуальное? Вы посмотрите, какое у нас сейчас время? Никогда у нас не было такого сытого, спокойного, тихого времени. Все эти стоны и сопли по поводу пенсий — чепуха это все. Вот, в частности, мы хотим нашим кино чуть-чуть и отрезвить людей. Показать, как жила страна реально. Что царь организовал целое войско для того, чтобы принудить народ, чтоб его любили. Потому что каждый жаждет любви, а как с этим быть, он не знал. А власть была огромная. Русский царь — это огромная власть. И все, и никаких нравоучений, не дай Бог. Почему я люблю Лунгина — потому что он не нравоучитель, он сам в растерянности, честный и умный человек, который смотрит на эту жизнь и меняется из года в год. - Вам легко было с Янковским работать? Я с Олегом Иванычем Янковским работал в одной картине лет 15 назад. Я его не узнал просто. Он стал такой добрый... Я от него ни разу за три месяца не услышал ничего плохого — знаете артисты какой народ? Ранимый, без кожи, раздражает все. А кино — это и ждать по целым дням, а потом вечером один кадр. Вот я ни разу от него не слышал ничего. - Так это же опыт. - Конечно опыт. Но это опыт духовной жизни. Вот если человек такую работу в себе не ведет — шансов нет. Он остается один. Потому что и тот не так, и этот не так, и этого убрать надо, и этого убить, и жена не подходит, и дети не очень получились... результат — один. В яму, накройся крышкой... все равно будет все не так, комары заедят. Элвис Пресли бедненнький в своем этом Грейсленде на кожаном диване так и умер один-одинокенький. Как написано: "смерть грешника люта". Поэтому, по нашим слабым силам — я начал о нашем времени сытом говорить. Почему же оно такое? Да потому что силенок нет. Подай нам сейчас Сталина — страны не будет. Не выдержит никто. Почему нет испытаний? Почему нет Великой отечественной войны, или какой-нибудь третьей мировой? Потому что их не выдержит никто. Потому что люди не выдержат и человечество погибнет. А Богу это не угодно. Богу угодно, чтобы мы в течение этой жизни изменились и по смерти соединились бы все в любви.