Зловещие цветы наива

Ξ 19 ноября, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

В ограниченный прокат выходит "Серафина из Санлиса" — главный францзуский фильм года, взявший семь из девяти "Сезаров".

Серафина из Санлиса /Seraphine/ (2008)

драма / война

Режиссер: Мартен Прово
В ролях: Йоланда Моро, Ульрих Тукур, Анн Беннент, Женевьев Мниш, Серж Ларивьер, …

Франция, канун Первой мировой. Парижский галерист, открывший миру Пикассо, мило отдыхает в захолустьи. Здесь он с удивлением узнает, что немолодая тетка (Йоланда Моро), которая приходит к нему стирать белье и мыть полы, тоже занимается живописью — пишет натюрморты из зловещих букетов и тревожных фруктов. Поняв, что перед ним новый Анри Руссо, которого, кстати говоря, он тоже недавно открыл миру, галерист, немец по-паспорту, вынужден бежать из Франции — на носу война. Через десять лет он начнет курировать женщину повторно, но делу вновь мешает форс-мажор — мировой финансовый кризис. Галерист теряет меценатов. Художница — спонсора и, через какое-то время, рассудок тоже.

В основу "Серафины" положен занятный эпизод из истории современной живописи. Парижский галерист — это Вильгельм Уде, арт-теоретик и первый энтузиаст наива: Руссо, упомянутого с экрана, действительно открыл он. Уборщица-художница — Серафина Луи, или Серафина из Санлиса, городка, где она мыла полы, рисуя по ночам фрукты. В общем, уговорить кого-нибудь обязательно посмотреть эту картину непросто: байопиком практически неизвестной у нас французской наивистки прошлого века заманивать публику в зал сложно.

Но заманивать мы все равно будем. Заманивали же на "Париж" Седрика Клапиша и "Враг государства №1", хотя семь из девяти "Сезаров" достались в прошлом году не им, а "Серафине", в том числе как лучшему фильму года. И достались совершенно правильно: ни гангстерскому эпику с Касселем, ни кокетливым экспериментам с коллективным портретированием парижан абсолютно нечем крыть большую, мозолистую, натруженную Робером Брессоном кинотрадицию, за которую держится двумя руками режиссер-дебютант Мартэн Прово. А также его оператор, знающий, как сделать нам 3D без клоунских очков, и его художник, знающий, как превратить 3D в плоский этюд карандашом, и, конечно, Моро, чья Серафина, распевающая ангельские гимны над зловещими букетами, доказывает полнейшую несовместимость искусства с нормальной жизнью.

Констатацией факта, что вот у нас любой замахнувшийся на Тарковского заслуженно получает по лбу, а вот у них трансмиссия между старым кино и новым работает эффективно, хорошо бы поставить в этом деле точку. Но в фильме Прово скрывается одно досадное противоречие, которое не позволяет сделать это на оптимистичной ноте. Собственно, даже не противоречие, а полнейшая растерянность камеры и всех, кто за ней стоит, когда в кадр попадает живопись Серафины из Санлиса. В такие моменты искусству кино, чтобы адекватно отвечать на эти тревожные цветы и деревья, одной традицией не отстреляться точно — требуется шаг в сторону, притом большой.

Прово, однако, сохраняет спокойствие и тут: факт, что его искусство ущербней и сложней по сравнению с тем, о котором он рассказывает, принимается им вполне стоически. Позиция честная, но зал покидаешь в некотором смятении: живописи, как и наивности, в фильме мало, но в памяти остаются только они. Так стоило ли Люмьерам изобретать движущиеся картинки?

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: