Неблагодарная тварь
Ξ 2 декабря, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Выходит "Похороните меня за плинтусом" — не понравившаяся автору повести Павлу Санаеву экранизация главной книги про советское детство в колготках. Похороните меня за плинтусом (2009) драма Режиссер: Сергей Снежкин
Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей — по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка — народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рожденья мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука — от любви, всепожирающей и всеудушающей. Экранизация повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" явно станет самой обсуждаемой премьерой на этой неделе. Обсуждали и книжку много лет, после ее выхода: насколько она автобиографична, насколько ожил тут советский детский быт с его жмущими колготками, банками, ночными горшками, "злыми" медсестрами в детском санатории, а также вот этой вот характерной интонацией: "Я жилы рву, своими внутренностями тебя кормлю, а ты, неблагодарная тварь...". Теперь будут говорить о фильме и, конечно, ругать. Павел Санаев собирался сам снимать кино по своей книге, но вместо этого стал делать блокбастер "На игре", экранизацией занялся Сергей Снежкин, режиссер сериала "Брежнев" и фильма "ЧП районного масштаба". Санаеву эта экранизация теперь страшно не нравится, как и многим фанатам его книги.
Снежкин действительно очень сильно сжал действие — в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме — страдательное причастие, чистое дитя. В книжке мы смотрели на мир его глазами — в кино такое мог бы сделать разве что Ролан Быков, прототип мазилы-убийцы. Санаев написал про мальчика, Снежкин сосредоточился на бабушке, которая любит своего внука, как умеет — страшная, плотоядная бабушка (гениальная Светлана Крючкова). В жизни маленького мальчика из повести, наряду с клизмами, был отпуск с мамой в Сочи, дружба с соседскими мальчишками. В жизни Саши из фильма нет ничего кроме клизм и ощущения близкой смерти — похороны мышонка, угрозы бабушки, собственная болезненная полупрозрачность. А в жизни бабушки этот ребенок — последнее, что связывает ее с реальностью. Первенец умер в эвакуации, дочь — шлюха, муж — предатель, и вот это вот мерцающее маленькое существо — последнее, что у нее осталось, ее любовь, ее собственность, ее пища, лишившись которой, она немедленно умрет, и она это очень хорошо знает.
Некто написал повесть про жизнь, другой некто снял по ее мотивам фильм про смерть — в первый раз что ли? С таким же успехом можно упрекнуть режиссера в том, что у него в кадре яблоки — не "симиренко", а "гренни смит", и кухня не того дизайна и даже гроб у бабушки не такой, как полагается жене народного артиста, а дешевый, обтянутый красной синтетикой. Яблоки, гробы...Снежкину в этом фильме было что сказать, и он сделал это максимально аккуратно, профессионально и абсолютно безжалостно. Редкость по нынешним временам.
В ролях: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина, Константин Воробьев, …