Источники вдохновения “Аватара”

Ξ 10 декабря, 2009 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Источники вдохновения "Аватара", в которые попали, по нашему мнению самые разные вещи — от индейцев и подводного мир до Николая Дроздова и смурфов.

В прокат выходит "Аватар" — грандиозный проект Джеймса Кэмерона, эпос, выполненный в 3D технологии. Мы его уже видели, но дали клятву кровью ничего о нем не рассказывать до премьеры — кроме того, что это по-настоящему грандиозное кино. Поэтому нам остается только рассуждать о корнях и источниках вдохновения, к которым обращался Кэмерон причем только на те, что можно увидеть в трейлере и уже публиковавшихся отрывках.
 
Союз синих

Синие На'Ви Джеймса Кэмерона — не совсем люди, они ростом больше трех метров, у них есть хвосты и косы с нервными окончаниями, которыми они пользуются для связи с природой, но человеческого в них все же очень много, больше, чем в ином полковнике морской пехоты. Синий цвет — вполне прозрачная метафора, не могли же они быть красноватыми, темно-коричневыми или желтыми? "Они дикари и живут на деревьях" — что-то похожее говорили испанцы про индейцев, а англичане с португальцами — про негров. Но те, конечно, были без хвостов.

Зато в кино синих было более, чем достаточно. Один из последних примеров — Доктор Манхэттен из "Хранителей", в его случае синева как-то связана с мудростью и всемогуществом. Один из самых ранних примеров — серовато-фиолетовая маска Фантомаса на лице Жана Маре в любимой русскими зрителями комедийной версии этого древнего комикса. Создатели фильмов об этом суперпреступнике первыми поняли, что этот цвет  лучше всего указывает на загадку. Тот же прием применили потом в Гарри Поттере, где Воландеморт — воплощение всякого зла — тоже синеватого оттенка.

Тут нельзя еще не вспомнить смурфов — маленький голубоватый народец, который живет в лесу в домиках, построенных из мухоморов. Это такой довольно важный для американской публики телесериал 80-х, недавно его цитировали (и высмеивали) в "Южном Парке", этой энциклопедии американской жизни.

Что касается хвостов, то тут мы помянем Анджелину Джоли в фильме "Беовульф". Она там, к сожалению, не синяя, а приятного золотого цвета, зато у нее есть хвост — эротично и угрожающе шевелящаяся часть инфернального тела. Женщины с хвостом — тайная мечта любого мужчины, им можно обнимать и делать разные другие плохие вещи.


 
Тайная мудрость и доблесть индейцев

Понятная даже из трейлера фабула "Аватара" — земляне разрабатывают полезные ископаемые далекой планеты, населенной племенами стрелков из луков, охотников и собирателей, живущих в мире со своей матерью-природой. Человечеству же этим На'Ви предложить, кроме пуль и взрывчатки, нечего.

О, да мы же знаем этот сюжет, в котором глупый белый попадает к таким милым и добрым, а главное мудрым индейцам, а потом его соплеменники учат дикарей снимать скальпы и дарят им зараженные тифом одеяла!  Один из последних примеров — "Новый мир"Терренса Малика, рассказанная заново история Капитана Смита и девицы Покахонтас (про них в США, кстати, есть специальная песенка, и не одна). Другой мир — по-своему прекрасный, суровый и очень логичный, не может восприниматься таким глазами белого человека. Белый человек видит в дикарях дикость, антисанитарию и угрозу. В первой половине этого века философ и антрополог Клод Леви-Стросс (он, кстати, умер, примерно пару месяцев не дожив до премьеры "Аватара") придумал, что современная, допустим, англо-саксонская культура вместе со всем ее шекспиром, блэкджеком и шлюхами ничуть не более ценна, чем культура людоедов дельты Амазонки. Если продолжить эту мысль, то всякий, кто пытается внедрить у дикарей водку, контрацепцию, стоматологию и ватерклозет, является убийцей древней самобытной культуры — вот буквально как те земляне, столь неудачно контактирующие с древними друидами На'Ви.

В общем, тут стоит смотреть "Мертвеца" — ради древней мудрости, "Верная рука — друг индейцев" ради примеров правильного взаимодествия культур, "Австралию" — чтобы понять, как прекрасен мир, который мы уничтожили, уничтожаем и будем уничтожать, "Чингачгук Большой Змей" просто ради Гойко Митича, лучшего индейца вселенной, чтобы его наследие не забылось.

Ну и кстати, если уж на то пошло, стоит пересмотреть "Зулусов". Храбрые, дисциплинированные, стойкие дикари, вооруженные копьями и луками могут победить лучшую армию своего времени, вооруженную винтовками и пулеметами. Потому, что на этом фильме, как и на "Аватаре" нужно, вздыхая, думать о том, что было бы, если бы сибирский хан Кучум посадил Ермака на кол, если бы ацтеки сожрали сердце Кортеса, А индейцы из племени вампаноаг не научили бы пуритан с корабля "Мэйфлауэр" сеять кукурузу, а зарезали бы их и забрали их женщин и другое имущество.
 
Драконы

Конечно в "Аватаре" не настоящие драконы. Мало того, сценаристы избегали этого слова:  летающих ящеров, годных под седло, колонисты называли "Баньши". Но мы-то знаем: любая летающая ящерица или змея, обладающая зачатками разума, злобная, хищная и покоряющаяся эпическому герою — это дракон. Или не покоряющаяся, а просто сеющая смерть, падающая с неба, уносящая овец, детей и, с особенным удовольствием,  девственниц. Драконы существуют, ничего более страшного и прекрасного на свете нет. Желаете удостовериться — посмотрите эпически великолепный британский трэш "Власть огня". Или грядущий 3D мультфильм "Как приручить дракона". Или плоховатую экранизацию "Волшебника Земноморья" Урсулы ле Гуин.

Ну или читайте этого самого Волшебника, а также "Хоббита" Толкина, "Ведьмака" Анджея Сапковского, русские сказки, греческие мифы и скандинавские саги. А лучше всего смотрите "Аватара" — все равно такой физики драконьего полета, как нарисовали кэмероновские 3D волшебники вы даже сами себе не сможете представить.

Неукротимая планета

Первое, чем встретят калеку-морпеха Джейка на планете Пандора — инструктаж по технике безопасности. Маску не снимать, оружие из рук не выпускать: каждая ползующая, прыгающая и летающая тварь на планете хочет вас убить и сожрать ваши синие глаза.

Это, в общем, почти дословная цитата из "Неукротимой планеты" Гарри Гаррисона: там на планете Пирр все животные и растения были связаны в единую нервную систему, умевшую различать агрессию и планы уничтожения и пытавшуюся истребить земных колонистов, как вредный вирус.  А колонисты просто думают, что все, от травинки до крупных хищников, соскучились по дусту, пуле, огнемету и другим боеприпасам, нарушающим женевскую конвенцию 1899 года.

К нашему удивлению Гаррисона очень плохо экранизируют, поэтому визуально Кэмерону пришлось пользоваться другими источниками вдохновения.

Безумные хвощи и папортники Пандоры — это "Парк Юрского периода". Светящиеся мотыльки и кораллы кислотных цветов — подводные съемки команды Кусто в Красном море и собственный атлантический подводный проект Джеймса Кэмерона. Вечная, но такая хрупкая красота живой природы — передача "В мире животных" бессмертного Николая Дроздова, телеканал Дискавери а также та сцена в мультфильме Роберта Саакянца "В синем море, в белой пене", где маленькую рыбку съедает рыбка побольше, ту — еще более крупная, и так далее до настоящей акулы.

Всё об "Аватаре" →

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: