Гопники играют в “Цивилизацию”
Ξ 11 февраля, 2010 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
В ограниченный прокат выходит "Агора" Алехандро Аменабара. Антихристианская и антигопническая агитка про женщину-философа наводит на гопнические размышления. Агора /Agora/ (2009) приключения / драма / мелодрама / исторический Режиссер: Алехандро Аменабар
Александрия, пятый век. Империя разваливается, власть Рима слабеет, христианство становится основной религией. Красивая молодая дама — философ Гипатия (Рэйчел Вайс) — учит молодых аристократов и умных рабов физике и философии — что, собственно, на тот момент одно и то же. Иллюстрирует всемирное тяготение при помощи падающего платочка, смущает влюбленных в нее мужчин при помощи менструальной крови. В Бога не верит, в истинах сомневается, фраппирует окружающих научной прямотой и вольным поведением. А времена, в общем, не те, чтобы кого-нибудь фраппировать. Власть в городе постепенно захватывают христианские фанатики. Они штурмуют и уничтожают Великую библиотеку — чудо света, знакомое нам по игре в "Цивилизацию" (слышен красивый фырчащий звук, с которым под куполом летают свитки древней мудрости). Они побивают камнями евреев во время концерта World music, устраивают полноценный pogrom и в конце концов убивают Гипатию. Все это нечеловечески красиво и сопровождается пафосной музыкой.
Утверждается, что когда Алехандро Аменабар писал сценарий, он хотел, чтобы в фильме снялся Саша Барон Коэн. Коэн, по слухам, испугался сложной темы и будущего скандала. Коэн. Испугался скандала. Очень характерная для тематики этого фильма история — Аменабар снял дико тревожное кино про мир, который разваливается. Твердая рука Римской империи позволяла уживаться тысячам культов и племен, строила акведуки и поддерживала знания — и всего этого больше не будет, потому что гопники в состоянии уничтожить все, к чему прикоснутся, потому что префектом великого города назначен безвольный конформист, который путает трусость с реалполитик, потому что атеизму, равноправию женщин, уму и красоте Рэйчел Вайс нет места в мире, который разваливается на глазах. Странно не то, что Гипатию забили камнями — странно, что они не сделали это четырьмя бунтами раньше.
А с другой стороны, создатель "Открой глаза" (переснятого Голливудом как "Ванильное небо") и "Моря внутри" создал упырски серьезное кино про одну сумасшедшую бабу — великого ученого, от которого не сохранилось ни одной письменной работы. Гипатия, по версии Аменабара, придумала закон всемирного тяготения до Ньютона и предположила эллиптичность орбит планет до Кепплера. Занималась она этим вместо того, чтобы выйти замуж. Когда за ней ухаживает Орест, слабовольный префект александрийский, в самый ответственный момент она вскакивает с ложа, кричит "Как я могла подумать, что орбита круглая? Я должна обдумать все заново" и бежит к своей песочнице, в которой она чертит системы небесных тел. Абсолютно достоверная сцена, ученые женщины всегда так делают — но почему это так истерически смешно? Ну и общая атмосфера в этом фильме несколько напоминает даже не мексиканский сериал, а средневековый роман. Один из героев, раб Гипатии, влюбленный в нее с детства, пытается во время бунта ее изнасиловать — но не может, потому что начинает плакать. Префект Александрии пытается втянуть ее в простенькую интригу, чтобы избавить город от христианских гопников — и тоже начинает плакать. Тот же самый бывший раб избавляет ее от страданий — и крупные прозрачные слезы катятся по его щекам, а зритель вздыхает и думает: надо было ей родить еще десять лет назад. Грандиозный антимещанский и антигопнический пафос наводит на самые что ни на есть мещанские и гопнические мысли, но это нормально.
Удивительно при этом то, что прокатная судьба фильма очень хороша. Лента стала самой успешной в Испании, собрала в первые выходные проката больше десяти миллионов евро и в общей сложности больше двадцати миллионов в разгар кризиса, а в соседней Италии не нашла прокатчика и фактически была запрещена, как антихристианский памфлет. Для дорогой европейской киноподелки с государственным участием — предельно достойный результат. Для разваливающегося мира, поднимающего голову религиозного фанатизма и нашествия гопников на всех уровнях — тем более.
В ролях: Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Мишель Лонсдаль, …