Дикие дни
Ξ 11 марта, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Семен Кваша Охотники на мамонтов Русской равнины, мода и стиль в пиренейских пещерах, первобытный геноцид и исследования рабочего дня примитивных народов — все то, о чем вам захочется строго спросить Роланда Эммериха после просмотра "10 000 лет до нашей эры". Наши представления о каменном веке основаны, в лучшем случае, на книге Жозефа Рони-старшего "Борьба за огонь", а в худшем — на "Происхождении семьи, частной собственности и государства" Фридриха Энгельса. И то, и другое обильно цитировал школьный учебник истории для 6-го класса, самая вредная книга на свете, выдававшая двенадцатилетнему школьнику набор никак не связанных друг с другом штампов — родоплеменной строй, соседская община, рабовладельческий строй, древняя Греция, древний Рим, восстание рабов — и намешивал это в дикую, бредовую кашу. После такого любая попытка загнать "историю" в какую-нибудь логичную, пусть даже парадоксальную, систему воспринимается как глоток свежего воздуха — даже фоменковские бредни, которые все же пытаются создать общий контекст, цельную картину мира. Но как раз представление о древнем мире у нас было вполне цельным. Люди в плохо выделанных шкурах, вооруженные дубинами, луками, стрелами, копьями и каменными топорами, жили родовыми общинами, охотились на все, что прыгало, ползало, летало или плавало, собирали всё хоть сколько-нибудь съедобное, жили в среднем лет пятнадцать (с учетом громадной детской смертности, разумеется), кочевали, обитали в шалашах и пещерах и в свободное время расписывали стены этих пещер примитивными рисунками. Постоянно испытывали муки голода, поэтому, когда по прошествии десятков тысяч лет кто-то догадался одомашнить ячмень, рис и полбу, человечество с облегчением вздохнуло, начало возделывать землю и перешло к рабовладению. Энгельс, который, судя по всему, был тем еще эротоманом, добавил бы, что древние жили полигамным групповым браком, где каждый мужчина рода был мужем каждой женщины, включая собственную мать, но этому нас в школе не учили. В сущности, мы можем думать все, что нам заблагорассудится. Древние люди не знали письма, а, следовательно, ничего внятного о себе рассказать не могли. Органические материалы плохо хранятся — поэтому никакой одежды до наших дней не дошло. Изучая мусорные кучи древних, мы можем получить некоторое представление об их рационе, об испорченных инструментах, сломанных иглах, разбитых кремневых наконечниках. Но при том, что в древности человек жил везде, где мог, то есть везде, где не было ледника, — кучи эти не везде одинаковы. Древние охотники на лошадей, жившие на территории современной Франции, отличались от жителей Русской равнины, питавшихся мясом мамонтов и строивших жилища из их костей. Многое о быте жителей каменного века мы узнаем из быта современных дикарей — аборигенов Австралии, Огненной земли и разнообразной тундры. Некоторые из них до прихода белых вообще не знали одежды и жилищ, а для защиты от холода натирались жиром животных. Вероятно, такое могло быть и двадцать, и десять тысяч лет назад, но известно, что некоторые древние люди носили очень сложные костюмы из хорошо выделанной кожи и меха. Они пользовались иглами, охотились на животных, которых нельзя было употреблять в пищу, а кроме того, в их могилах находят много бисера, пуговиц, застежек, — короче говоря, свидетельств того, что одежда их была сложной и модной. Вряд ли они спали под открытым небом или только в пещерах — пещер не напасешься. Охотники на мамонтов Русской равнины жили в круглых домах из черепов и лопаток мамонтов, а также в чем-то среднем между чумом и землянкой — отапливаемом теплом доме. Вариантов было множество, и все они были довольно сложными архитектурно. Мало того, предки почти не кочевали. На некоторых стоянках, как показывают радиоуглеродные исследования, костер горел на одном месте столетиями. Мало того, кроме жилых помещений у них были дома собраний. Знаменитые пиренейские пещеры с росписями были нежилыми — это были явно обрядовые или социальные места. На русской равнине нашли дом, в котором никто не жил, зато в нем хранились музыкальные инструменты — барабаны из черепов. И с очень давних пор им не надо было бороться за огонь — добывать его при помощи сухих щепок умели несколько десятков тысяч лет назад. Вряд ли они охотились при помощи дубин. То есть, конечно, самые дальние наши предки, жившие эдак полмиллиона лет назад, могли пользоваться дубьем, но уже двадцать-тридцать тысяч лет назад, в верхнем палеолите, обработка кремня была очень сложной и тонкой, наконечники копий и дротиков, те самые каменные топоры (довольно позднее изобретение, кстати), были очень красивыми и довольно функциональными. А позднее была изобретена микролитическая техника — когда в основание из кости, рога или твердого дерева вклеивались маленькие кусочки острого кремня — эффективная и невероятно сложная технология. Впрочем, это уже неолит, и самым характерным микролитическим орудием был серп, люди, которые их делали, в основном возделывали землю, а не охотились. Вряд ли они постоянно голодали и из последних сил находили себе пропитание. Маршалл Саллинс в своей эпохальной книге "Экономика каменного века" убедительно доказывает, что древние люди не очень-то утруждались. Антропологи, исследовавшие современные примитивные племена в разных частях света, сходились в одном: работают они медленно, мало и плохо, но все равно сыты и довольны. Для обеспечения пропитания рода или большой семьи ее члены, по подсчетам Салинса, должны тратить на работу в среднем 2,5 часа в день — не считая времени, необходимого для производства орудий труда. Конечно, есть масса примеров голодающих представителей первобытных культур — эскимосы, южноафриканские сирионо и многие другие. С другой стороны, эскимосы живут в экстремальных природных условиях, а сирионо были вытеснены из своих родных мест и вынуждены были переквалифицироваться из земледельцев в охотников и собирателей. В среднем же даже аборигены Австралии, жившие в начале двадцатого века в крайне неблагоприятных природных условиях, вытесненные со своих традиционных мест, все равно питались лучше, чем полагалось по армейским нормам США, работая не больше, чем 4-5 часов в день. Тут, конечно, можно задать вопрос — если у них не было голода, как они контролировали рождаемость? Видимо, они воевали. Первая братская могила была найдена на египетско-суданской границе. Примерно 14 тысяч лет назад там состоялось военное столкновение, от которого осталось около шестидесяти трупов, все со следами проникающих ранений и с частями каменных наконечников от стрел или дротиков в области живота, груди или головы. Поскольку там есть и женские, и детские трупы, явно это был самый эффективный контроль рождаемости — геноцид. В каменном веке (довольно позднем, в верхнем палеолите, то есть 30 тысяч лет назад) наши предки умели строить дома, шить одежду, делать сложные эффективные инструменты и оружие, играть музыку, рисовать сложные многофигурные картины, бить баклуши и воевать. И торговать, кстати — кремнями, солью и произведениями искусства, подозрительно похожими на расстоянии тысяч километров друг от друга. Но и это еще не все. В фильме Эммериха"10 000 лет до нашей эры" речь идет о конфликте охотников на мамонтов с высокоразвитой злой цивилизацией — средней между ацтеками и древними египтянами. Да запросто — во всяком случае, они могли существовать в одно и то же время. Правда у них было мало шансов встретиться по географическим причинам: мамонты жили на севере, в Евразии и Северной Америке, а ранние цивилизации — в Междуречье, в Северной Африке, в Индии и Китае. Могла ли такая цивилизация существовать 12 тысяч лет назад? 200 лет назад считалось, что упоминавшиеся в Библии Вавилон и Ниневия — эдакие иносказания, еврейские сказки. Потом нашелся необычно круглый холм по соседству с какой-то грязной иракской деревней, потом еще, и еще — и вот уже пятилапые вавилонские быки стоят даже в Пушкинском музее. 8,5 тыс. лет до нашей эры город Иерихон, самый старый из сохранившихся городов на земле, уже существовал. У него были глинобитные стены, в нем жило около двух тысяч человек, и он находился на пересечении древнейших торговых путей — соль-кремний. Его жители сеяли ячмень и полбу, у них были овцы, собаки, может быть даже одомашненные ослы. Судя по тому, что они обнесли город стенами, им было кого бояться, с кем воевать. Мало ли какой еще круглый холм, не упоминавшийся в Библии, найдут в ближайшие годы?
Кадр из фильма "10 000 лет до нашей эры"
Кадр из фильма "10 000 лет до нашей эры"
Кадр из фильма "10 000 лет до нашей эры"
Роланд Эммерих, женщины в звериных шкурах и боевые мамонты →