Имидж русских за рубежом гораздо лучше, чем имидж России / Эксперты обсудили проблемы репутации Российской Федерации
Ξ 11 июня, 2010 | → | ∇ Новости отовсюду |
Москва, Июнь 11 (Новый Регион, Арина Морокова) – Накануне в Международном университете в Москве в рамках XIV фестиваля «ДНИ PR В МОСКВЕ» политтехнологи обсудили современный имидж РФ и возможности его оптимизации. Как отмечает корреспондент РИА «НР», всевозможные «круглые столы» и конференции по поводу необходимости улучшить «лицо» (или то, что понимается под лицом) России проходят в обеих столицах страны постоянно, иногда параллельно и даже по нескольку одновременно. В этой связи, говорили собравшиеся эксперты, очевидно, что у представителей российской элиты есть ярко выраженный запрос на некие чудесные политтехнологии, которые способны скрасить образ державы на Западе. Но при всем желании даже самый расчудесный пиар-доктор не выпишет какого-то рецепта, пока у заказчиков не выработается четкое представление о том, какой должна быть концепция позиционирования страны. ТРИ ПУТИ Президент Коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» и модератор круглого стола Евгений Минченко с сожалением констатировал, что, несмотря на многочисленные попытки сформулировать эту концепцию, сегодня у российской элиты нет единого мнения о том, как должна позиционироваться Россия за рубежом. Существуют как минимум три разнонаправленных концепции: 1. «Экономический прагматизм», суть которого сводится к простым товарно-денежным отношениям – газ по рыночной цене и ничего личного. При таком позиционировании Россия воспринимается как адекватный договороспособный партнер, преследующий исключительно экономическую выгоду и лишенный имперских амбиций. 2. Концепция «русского мира». Ее активным носителем является нынешний Патриарх Кирилл, который взял на себя миссию «собирания паствы» на постсоветском пространстве и весьма преуспел в этом. Эта концепция означает создание общности людей, находящихся в русле православной традиции. 3. И, наконец, существует третья концепция «Мы тоже Европа», ее авторы предлагают позиционировать РФ ни как страну «с особым путем, суверенной демократией, самое большое государство в мире», а как часть Евросоюза – у нас такие же традиции, схожие законы, общие проблемы. Как отметил господин Минченко, авторы-носители всех трех концепций между собой активно конфликтуют, неэффективно тратят ресурсы, выделяемые на эти цели, поэтому ситуация с улучшением имиджа страны не меняется вот уже многие годы. Более того, Евгений Минченко выделил несколько «рисков», благодаря которым образ РФ в ближайшее время может только ухудшиться. Это, во-первых, лидерский (иногда неоправданно) стиль российской дипломатии. Сложные, запутанные отношения с Украиной, которую последние годы российские СМИ изображали как врага, а теперь неожиданно стали призывать к максимальной интеграции. У народов двух стран возникает закономерное непонимание: «Когда нас обманывали, в 2008, когда называли Украину недоброжелательным соседом, или сейчас?». У бизнеса возникает масса вопросов по сомнительным сделкам в металлургии и других отраслях. Еще одним риском, по мнению эксперта, можно считать отложенный армяно-азербайджанский конфликт и нестабильную ситуацию в Средней Азии. Сильно раскачивает «лодку» высокий уровень критичности внутри России. В качестве иллюстрации к последнему тезису Евгений Минченко привел ситуацию с осмеянием российской экспозиции на «ЭКСПО-2010» в Шанхае, где главным персонажем отечественного павильона стал носовский Незнайка. «Российские СМИ все как один стали цитировать издевательские комментарии», – сказал Минченко. Такое невозможно себе представить в европейских странах или в США, чтобы местные СМИ муссировали национальный «позор». Представитель ВЦИОМа дополнила своими примерами нагнетание антироссийских настроений за рубежом. По ее словам, такие настроения характерны для молодых европейцев и представителей стран азиатского региона. Молодое поколение подчеркнуто не интересуется Россией, не хочет изучать язык и не связывает свое будущее с этой страной. Особенно это заметно в странах Средней Азии. «Формируется некий тюркский анклав. Такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан больше тянутся к Турции, нежели к России», – отметила представительница ВЦИОМ. «На Украине действительно уже 15 лет никто не изучает русский язык. И все эти годы РФ выражает протест по этому поводу. А можно было бы сделать гораздо эффективнее: выделить в престижных столичных вузах места для украинских ребят, пригласить их изучать язык в нашу страну! Но этого никто не сделает, потому что это не принесет денег. Нашим чиновникам от образования проще открыть какой-то филиал Московского Педагогического Университета на Украине. Но любой студент, выбирая между нормальной формой обучения в нормальном вузе и каким-то вечерним филиалом, выберет украинский вуз», – сказал Александр Сегал. ТУРИЗМ Настоящие аплодисменты участников дискуссии сорвал экс-сотрудник Администрации президента, а ныне вице-губернатор Вологодской области, пиарщик Олег Матвейчев. Модераторы круглого стола представили его, «как самого глубокого философа из всех здесь присутствующих». Г-н Матвейчев начал свой доклад с истории, случившейся с ним в 2006 году, когда в лобио одного из столичных отелей он два часа отвечал на вопросы итальянского журналиста. Вопросы, утверждает политтехнолог, были как на подбор специфические, – про медведей на улицах, пьянство и так далее. «И в числе прочего он задал мне такой вопрос: «Я, конечно, не могу даже представить, чтобы это случилось со мной или моими близкими, но все-таки скажите, как вы терпите этот гнет КГБ?»…. Я растерялся и не знал что ответить, – смеется Матвейчев. – Начни его разубеждать, он только утвердится в том, что все мы запуганы и КГБ всесильно. И завтра меня повезут в ГУЛАГ или запрут в камеру к Ходорковскому. И так думает большинство на Западе. Они не знают Россию и боятся ее». Олег Матвейчев привел цифры, что за год только один Рим посещают 16 млн. туристов. Всю Россию с ее Байкалом, Питером, Камчаткой, Золотым кольцом – только 2 млн в год. Поэтому, конечно, существуют мифы. И, чтобы их развенчать и УЛУЧШИТЬ ИМИДЖ РФ ЗА РУБЕЖОМ нужно срочно развивать въездной туризм. «У нас уникальная ситуация. Нас все знают. Китайцы знать не знают, где находится Германия. А, где РФ, – знают прекрасно. Мы самая большая и очень известная страна. Нам не нужен никакой дополнительный пиар, чтобы к нам поехали», – продолжает эксперт. Олег Матвейчев выглядел победителем: «делов-то». Зал аплодировал. Следующий в очереди спикер дискуссии, президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, поставил под сомнение рецепт успеха от г-на Матвейчева. По его словам, в ситуации, когда во власти нет консенсуса: а надо ли вообще улучшать имидж России, – вкладывать деньги во что-то просто глупо. Г-н Виноградов дал понять, что в сегодняшнюю Россию, где никому не гарантированы безопасность и права человека, заманить большой поток туристов не удастся. Нужно менять принципы и систему управления, делать страну привлекательной, тогда иностранцам захочется посмотреть на Мавзолей. А не наоборот – туристы приехали, посмотрели на Мавзолей, вернулись, рассказали знакомым и имидж страны значительно улучшился. «Вообще нужно признать, что имидж русских за границей значительно лучшем, чем имидж самой России», – заметил Виноградов. Свои «пять копеек» в критику идеи «формирования и продвижения» позитивного имиджа РФ за рубежом внес украинский эксперт Александр Сегал, который заметил, что все разговоры об имидже остались в 90-х годах прошлого века. Сегодня целевые группы совершенно не интересуют эти вопросы, людей интересует репутация страны в целом. Именно на репутацию и нужно работать российской элите. При чем не обязательно, что репутация должна быть исключительно положительной. «Взять, к примеру, Израиль, – отметил модератор дискуссии Евгений Минченко. – Он продвигает себя в глазах только одной страны – США и плюет на всех остальных. У него репутация как у дворового хулигана, который ничего никому не спустит, не забудет и не простит. И обязательно «разберется» с «зарвавшимся» рано или поздно. Даже США могут забыть или простить. А вот Израиль он такой, резкий, агрессивный, за себя постоит. Это тоже репутация и весьма яркая». Управляющий партнер компании KCG (Украина) Александр Сегал в свою очередь рассказал, что РФ, постоянно поднимая тему «русского языка» на Украине, реально не сделала ничего для того, чтобы привлечь украинскую молодежь.
- Ничего не найдено