Западная пресса назвала Солженицына “наказанием Советского Союза”

Ξ 5 августа, 2008 | → | ∇ Новости отовсюду |

Москва, Август 04 (Новый Регион, Алексей Усов) – Западные СМИ в некрологах называют писателя Александра Солженицына «совестью нации» и «Наказанием Советского Союза». По словам британских, итальянских и американских обозревателей, Солженицын открыл глаза Западу на сущность коммунизма, стал символом для советских диссидентов, но, вернувшись в Россию, оказался не нужен власти. Путин вручил «великому старцу» госпремию за «изучение русского языка», ни разу публично не упомянув «Архипелаг ГУЛАГ».

В воскресенье остановилось сердце Александра Солженицына – одного из самых неоднозначных писателей и общественных деятелей прошлого века, который был слишком умен и умерен для националистов, и, в то же время, был слишком большим приверженцем традиционных ценностей, чтоб быть любимым либералами. Ему не нашлось места в Советской России, его не приняла и Россия 90-х. В США он жил отшельником на ранчо за изгородью из колючей проволоки. В России он также жил в уединении, исчезнув из информповодов и политических дебатов, сумев до конца сохранить единственно возможное для человека искусства «лица необщее выражение».

В 1962 году вышел «Один день Ивана Денисовича», и это произведение стало откровением. До этой публикации российского литературного журнала «Новый мир» ни один советский писатель не осмеливался затрагивать тему сталинских концлагерей. «Слова Солженицына обжигают подобно кислоте», – писала The New York Times, когда год спустя вышел английский перевод.

Наибольшую известность Солженицыну принес «Архипелаг ГУЛАГ», который, как и другие произведения этого писателя, при советской власти был под запретом. Первые части этой книги увидели свет в Париже в 1973 году. До этого времени на Западе не сознавали, что в период 1918-1956 годов миллионы людей, отклонявшихся от идеологии коммунистического режима, были заключены в сеть лагерей-тюрем, которую Солженицын уподобил группе островов, напоминает историю его жизни Independent (перевод – Inopressa.ru).

В 1994 году Солженицын вернулся в Россию, и все телеканалы в течение двух недель транслировали его поездку по Транссибирской магистрали. Но писатель быстро оказался не нужен новой стране, отмечает итальянская La Stampa.

Его телепередача, выходившая рано вечером, в которой он проповедовал мораль, терпеливое воссоздание страны, начиная с ее деревенской глубинки, восстановление общественных ценностей, была закрыта – по официальной версии, по причине отсутствия аудитории. Его разоблачительные произведения, как, например, «Россия в обвале», уже не порождали дискуссий, ни в метро, ни в гостиных. Россия была слишком занята выживанием.

Последние годы жизни Солженицына, вероятно, оказались очередной ссылкой, на этот раз ее никто не желал, и оттого она была такой болезненной.

В 1998 году он отказался принять из рук Бориса Ельцина орден Святого Андрея Первозванного, сказав, что не желает получать высшую награду новой России от власти, которая «разрушила страну». И этот поступок не остался незамеченным. Он больше не мог сражаться с властью, потому что она его игнорировала.

Однако Владимира Путина Солженицын с крыльца не спустил, когда премьер-министр России, в свою бытность президентом, нашел нужным просить Солженицына о благословении – он посетил писателя и его жену Наталью в их доме, расположенном в Троице-Лыково, близ Москвы. Но демонстративный визит не означал признания писателя властью. Когда в прошлом году Владимир Путин награждал Солженицына Государственной премией России в области гуманитарных наук, то отметил вклад писателя в изучение русского языка. Про «Архипелаг ГУЛАГ» упомянуто не было, напоминает лондонская The Times.

www.nr2.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: