Наследники первого челябинского фотолюбителя не могут понять, откуда берутся фотографии их деда
Ξ 15 сентября, 2008 | → | ∇ Новости отовсюду |
Челябинск, Сентябрь 15 (Новый Регион, Ксения Уфимцева) – В фойе делового центра «Челябинск-Сити» на Кировке 13 сентября открылась фотовыставка проекта, посвященная семейной фотографии. Один из самых старых экспонатов – фотография Константина Теплоухова из серии «Жанровые сценки из семенной жизни». Напомним, Константин Теплоухов приехал в Челябинск в 1899 году, работал в Комитете попечительства о народной трезвости, Обществе взаимного кредита, был гласным городской Думы. Увлекался, охотой, путешествиями, фотографией и считается первым фотографом-любителем Челябинска. Скончался Константин Теплоухов в 1942 году, после него остались дневники и фотографии, которые многие годы хранили его внучки Анна и Муза. Это наследие представляет большою историческую ценность, так как отражает не постановочную, а реальная жизнь челябинцев начала XX века. Возможно, поэтому работы Теплоухова привлекают историков, краеведов, журналистов и издателей. Например, 10 фотографий начала века, сделанные акцизным чиновником Теплоуховым, были опубликованы в фотоальбоме «Челябинск. Мой город. Моя семья. История семейной фотографии: 1908 – 2008». На презентации альбома его издатели сообщили, что в 1997 году, когда работы Теплоухова были выставлены в рамках проекта «Сто лет Уральской фотографии», внучка фотографа Муза Пасешник, увидев телефильм о выставке, позвонила в областной краеведческий музей и сообщила, что весь фотографический архив деда хранится у нее. И теперь краеведческий музей «обладает бесценным фотографическим богатством» дореволюционного Челябинска. Решив уточнить, что именно хранится в фондах, корреспонденты «Нового Региона» позвонили в краеведческий музей и неожиданно стали участниками едва ли не детективной истории. В областном краеведческом музее заявили, что ничего подобного им не передавали, этот вопрос никогда не обсуждался, никто из наследников Теплоухова к ним даже не обращался. Издатели фотоальбома уточнили: возможно, Муза Пасешник перепутала и на самом деле передала архивы деда в Госархив или в государственный краеведческий музей. Но ни там, ни там обнаружить работы Теплоухова пока не удалось. К выставке в 1997 году фотографии Теплоухова были подготовлены творческим объединением «Каменный пояс», и корреспонденты «Нового Региона» позвонили его директору Дмитрию Графову, чтобы узнать, где же находится архив первого жанрового фотографа Челябинска. Графов сообщил, что архива как такового не существует, наследие разрознено, все фотоальбомы и дневники находятся на руках у наследников – внучек Теплоухова Анны и Музы. При подготовке выставки и 5-томного издания «Челябинская область в фотографиях», выпущенного «Каменным поясом» в 2000-2004 годах, использовались фотографии, полученные у наследников. А затем Графов высказал предположение, что в альбом «Челябинск. Мой город. Моя семья. История семейной фотографии: 1908 – 2008» работы Теплоухова, скорее всего, попали «пиратским способом» – издатели просто пересняли фотографии из сборника, выпущенного «Каменным поясом», не спросив разрешения ни у наследников Теплоухова, ни у творческого объединения. Прокомментировать сложившуюся ситуацию агентство попросило составителя и редактора нового альбома Павла Большакова. Он заявил, что фотографии в альбоме – из его личного архива. Уточнить же, каким образом фотографии Теплоухова попали к нему в архив, Большаков отказался. На вопрос о соблюдении авторских прав составитель и редактор фотоальбома «Челябинск. Мой город. Моя семья. История семейной фотографии: 1908 – 2008», посвященного 50-летию «Челябинского фотоклуба», заявил следующее: «Ни у кого спрашивать разрешение я не буду, так как авторское право соблюдаю». Однако позднее в личной беседе оговорился, что авторские права в России нарушаются сплошь и рядом, и он не исключение. А также добавил, что Муза Владимировна Пасешник в курсе, и она не против. Однако Муза Пасешник, по ее собственным словам, о Большакове впервые услышала только в этом месяце, когда он позвонил ей и пригласил на выставку 13 сентября. Никаких архивов деда она никуда не передавала и передавать не собирается. Лишь два раза она допускала к ним посторонних людей: один раз позволила переснять часть фотографий для издания Графова и Богдановского, второй раз позволила опубликовать дневники деда руководителю центра историко-культурного наследия Владимиру Боже. Кстати, в фотоальбоме Большакова тоже есть выдержки из дневников Теплоухова, откуда он их взял – загадка. По словам Владимира Боже, хранительница второй части наследия Теплоухова – внучка Анна Гуськова, живущая в Москве, с которой он поддерживает отношения, не говорила ему, что кто-то из Челябинска интересовался работами ее деда. А Муза Пасешник отметила, что представленная на выставке фотография Константина Теплоухова находится в ее архиве. По ее словам, она довольно часто встречает в СМИ и на выставках работы своего деда и только удивляется, откуда они были взяты. И напоследок рассказала историю, как в 1982 году некто Олег Вепрев, представившись сотрудником краеведческого музея, обманом выманил у престарелой тети Музы Владимировны дневники и документы акцизного чиновника. Тогда все материалы удалось вернуть с помощью милиции. С тех пор, по словам Музы Пасешник, наследие деда она хранит в укромном месте и никому передавать не собирается. P.S. После настойчивых обращений журналистов в областном краеведческом музее все-таки отыскали работы Теплоухова. Это оказались не фотографии, а пластины с негативами. Согласно учетной записи, их музею в конце 20-х годов прошлого века передал сын Константина Теплоухова Владимир. Но из записи в регистрационном журнале не ясно, чьи это работы – отца или сына. Кроме того, как уточнили в музее, на пластинах только пейзажи, ни одного негатива с людьми нет. Справка «Нового Региона»: Согласно четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 года, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Константин Теплоухов умер в 1942 году, следовательно, его фотографии и дневники могут перейти в разряд общественного достояния со свободным использованием без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения, не ранее 2013 года. При этом напомним, что у Теплоухова есть внучки, а исключительное право на произведение переходит по наследству.
- Ничего не найдено