У севастопольских школьников нет мотивации к изучению родного языка
Ξ 1 ноября, 2008 | → | ∇ Новости отовсюду |
Севастополь, Октябрь 31 (Новый Регион, Вероника Ост) – Депутатом Севастопольского городского совета Лидией Литвиновой разработан пилотный проект «Русский язык в Севастополе», которому уже обещана финансовая поддержка со стороны правительства Москвы. Литвинова озабочена тем, что у севастопольских школьников после введения независимого тестирования, предусматривающего тесты только по украинскому языку и литературе, практически нет мотивации к изучению родного языка. «Русский язык не требуется в вузах, на госслужбе, он практически отодвинут из административной сферы. Конечно, определение языка обучения является функцией горсовета, и в Севастополе принята соответствующая программа. Но если наши дети не скажут: «Мне нужен русский язык», – эта программа останется невостребованной. Однако мотивации нет ни у детей, ни у родителей. Кроме того, нет воспроизводства педагогических кадров», – сокрушается депутат. В качестве решения проблемы она предлагает ввести региональное независимое тестирование по русскому языку, по результатам которого у абитуриентов из Севастополя принимали бы документы в вузах юго-востока Украины. Литвинова надеется, что этот тест поможет юным севастопольцам и при поступлении в российские вузы, и при устройстве на работу в России. При составлении тестовых заданий депутат рассчитывает на методическую помощь педагогов из РФ. «У нас должны быть упрощенные тесты, мы не можем воспользоваться в полном объеме российскими наработками», – говорит Литвинова. Еще одной мерой по усилению мотивации к изучению родного языка станет промежуточный экзамен по этой дисциплине в 9-м классе. Сейчас его проводят по выбору школы, депутат предлагает сделать проверку знаний обязательной. «Утверждение о том, что язык преподавания в Севастополе – русский, все более становится декларацией. Разрешение говорить на русском языке в быту, которым нас успокаивают, не меняет ситуации. Любой филолог понимает, что воспроизведение носителей языка возможно только на уровне литературной нормы, а это классические тексты, которые нужно изучать в школе», – говорит депутат. Корреспондент «Нового Региона» задал Лидии Литвиновой несколько вопросов. «Новый Регион»: Вы сказали, что наработки российских методистов в Севастополе не могут использоваться в полном объеме. Навыки русского языка уже утрачены? Лидия Литвинова: Да, во многом утрачены. Это зависит в первую очередь от объема преподавания языка и от объема изучаемых текстов. Если «Войну и мир» раньше преподавали в течение одной четверти, то сейчас на изучение этого романа отводят четыре часа. Классика 19-го века является основой литературной нормы. Она нуждается в толкованиях и дополнительных комментариях. Без этого не будет ни грамотности, ни лексической наполненности речи. Без этого в определенной мере утрачиваются языковые традиции. «Новый Регион»: Это означает, что севастопольские выпускники не смогут обучаться в российских вузах? Лидия Литвинова: Нет, это не помешает им обучаться, ведь наши дети все-таки являются носителями языка. Основы для восприятия литературной нормы у них есть, они ее не утратили. Они могут стабильно и творчески обучаться. «Новый Регион»: Вы предполагаете, что результаты регионального тестирования будут принимать в вузах юго-востока Украины. Не будет ли административных препон? Лидия Литвинова: Это реально реализовать, потому что у вузов есть к этому мотив. Там есть специальности «русский язык и литература» или смежные специальности. И вуз заинтересован в расширении контингента, желающего получить эту специальность. Идет смена поколений преподавателей русского языка. Система образования будет в них нуждаться. Как они договорятся, будет зависеть от очень многих вещей. Прежде всего, от того, пойдет ли на контакт министерство образования. Но вуз и сам может корректировать эти моменты. И потом, все желают контактировать на этом гуманитарном поле. Не актуально обсуждение темы, нужен ли украинский. Но в конструктивном ключе желают общаться все. «Новый Регион»: Вы считаете конструктивным приказ министерства образования, которым преподавание ряда предметов в русских школах переводится на украинский? Лидия Литвинова: Нет, он не конструктивен. Преподавание на русском языке является логичным, поскольку опирается на определенные психологические особенности восприятия. Поэтому введение билингвизма – это очень большая опасность. Кстати, первым, кто на это указал, является украинский филолог Потебня, имя которого носит национальный институт языковедения. Он указал, что ранний билингвизм задерживает психологическое развитие ребенка. Язык – это система основополагающих и очень значимых понятий, которая возникает в нашем сознании независимо от нашей воли и от нашего желания думать как-то по-другому. Поэтому, когда мы вторгаемся в эту систему другим языком, начинается дисбаланс образно-логической системы, которая приводит к задержке психического развития. И ни у кого нет права на подобные эксперименты. Кстати, главной целью Европейкой хартии региональных языков является сохранение для общества нормально развитого, нормально мыслящего человека.
- Ничего не найдено