Смех сквозь неслышные эфиру слезы
Ξ 17 марта, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Семен Кваша Вслед за "Днем выборов" "Квартет И" сняли реально смешную комедию про "День радио" — историческое кино, действие которого происходит приблизительно в 2001 году. День радио (2008) комедия Режиссер: Дмитрий Дьяченко На одной как бы радиостанции работали как бы прекрасные люди: истерик Михаил в роли главного, его довольно подержанная секретарша, ди-джейка "Красотка" Нонна — стервозная расхлябанная дура, три или четыре лоботряса-ди-джея и один подхалим — бухгалтер и дурак. Единственный на радиостанции приличный человек — Алексей, да и тот гей. А что вы хотели? Не боги горшки обжигают. И вот эти самые люди должны вечером провести благотворительный марафон в пользу туристов, которых не заселили в отеле в Кении. Туристы сидят на взлетной полосе и с трудом уворачиваются от самолетов. Но чу! Этот же самый марафон уже проводят злейшие конкуренты — 109,9. Кения отпадает и нужно срочно придумать тему для нового марафона. Как это всегда бывает, за пару минут до окончательного дэдлайна, все получается, и как всегда, получается очень плохо. Выясняется, что в Тихом океане как бы тонет громадный научный лайнер, на котором — сотни уникальных животных, существующих, возможно, в единственном экземпляре. Это все, разумеется, вранье, на самом деле тонет ржавое корыто, на котором — плавучий балаган с мартышкой, собачкой и медведем, но кого это интересует на информационной волне? Пьеса "День радио" была написана в 2001 году и была истерически смешной. В одной из главных ролей был Михаил Натанович Козырев — главный продюсер нескольких влиятельных рок-радиостанций и единственного по-настоящему большого рок-фестиваля, магнат и серый кардинал русского рока, единолично решающий, какое дерьмо станет общенациональным радиохитом. А тут он (а ведь это был он — имя, отчество, должность и внешность совпадали) оказывался истериком, паникером, маменькиным сынком и размазней, в постели со своими сотрудницами разговаривающий о яичнице. Все это было исключительно злободневно и остро. Громадное вранье, раздутое до такой степени, что минобороны посылает на помощь лайнеру эсминец — хотя и эсминец существует в той же реальности, что и лайнер. Когда Михаилу Натановичу звонит Эммануил Гедеонович, олигарх и медиамагнат, и всесильный Михаил Натанович пригибаясь, отчитывается ему — это смотрелось довольно весело на фоне информационных войн и только начинающегося равноудаления олигархов. Кроме того, в том спектакле был Кортнев — лидер "Несчастного случая" написал и спел несколько песен, пародирующих русские рок-музыкальные стили, и это само по себе тоже было истерически смешно. В фильме Кортнева совсем немного — вместо его присутствуют самые настоящие "Мумий Тролль", "Чайф" и Николай Фоменко. Экранизации суперпопулярная пьеса ждала семь лет. За это Михаил Натанович из всесильного продюсера и медиабарона превратился в... кого? Что-то он ведет, кажется, на "Серебряном дожде". Олигархов равноудалили до такой степени, что нет уже ни одного издания, не принадлежащего какой-нибудь хоть самой захудалой медиаимперии, тут смеяться не над чем. Российские туристы, сидящие на взлетной полосе в Кении — ну право, сейчас это уже банальность. Да что там Кения, в Москве рекламируют отдых на золотых пляжах Мавритании — страны, в которой работорговлю официально запретили несколько лет назад, но не всем работорговцам об этом сообщили. Все равно получилось дико смешно, хоть и не злободневно. Лучше всего даже не те моменты, над которыми полагается смеяться — когда коллеги бреют Ростислава Хайта в прямом эфире, или когда выясняется, что каждый из сотрудников трахнул каждую из сотрудниц, а элементы узнаваемой повседневности. Радио — это вообще очень весело, как и любая другая журналистика, и передана она с очень высокой степенью достоверности, "День радио" — настоящий производственный роман. Тут, правда, есть одна тонкость. За последние семь лет изменилась не только политическая ситуация — мир вообще стал старше и хуже. И поэтому какие-то шутки выглядят довольно печальными — секретарша-блондинка уже дожила до тех лет, когда женщине нельзя не печь пирожки, героям-ди-джеям в их возрасте пора обзаводиться своими редакциями, авторскими телепрограммами и патриотическими, по примеру Стиллавина, блогами, а то так можно до старости про колченогую выхухоль чирикать и лысину друг другу мылом натирать во время чтения новостей. И когда Михаил Натанович, мечтательно глядя в окно, говорит: "Мне сорок лет, чем я занимаюсь?!", хочется сказать ему: "Миша, не кокетничайте, все могло бы быть хуже. У вас могли отобрать все ваши радиостанции, вам пришлось бы стать ведущим на "Серебряном дожде" и вставлять в саундтрек комедии про золотое время 2001 года камбоджийский рок, остромодный примерно тогда же". В целом же хочется сказать труппе "Квартет И", которые сами же фильм продюсировали, большое спасибо. Потому что они сняли кино, на котором можно вволю похихикать, а потом подумать, выкатить ему ряд претензий и, наконец, воспользоваться в качестве повода для высказывания. Это довольно редко происходит в последнее время.
В ролях: Михаил Козырев, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин, …
Кадр из фильма "День радио"
Кадр из фильма "День радио"
Кадр из фильма "День радио"