Из пекла и бетона

Ξ 14 июля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Ксения Рождественская

В визионерском фэнтези "Хеллбой: Золотая армия" парень из преисподней занимается чисто мужскими проблемами: семьей, работой и пивом. А вокруг шевелятся монстры.

Хеллбой 2: Золотая армия /Hellboy II: The Golden Army/ (2008)

боевик / приключения / драма / фантастика

Режиссер: Гильермо дель Торо
В ролях: Рон Перлман (Хеллбой), Сельма Блэр (Лиз Шерман), Даг Джонс, Джон Херт, Джеффри Тэмбор, …


Кадр из фильма "Хеллбой 2: Золотая армия"

Парень из преисподней, Хеллбой по прозвищу Красный, — мужчина с идеальной фигурой, демоническим прошлым, отпиленными рогами и красной мордой — работает в спецотделе по паранормальным явлениям, живет с милой, но легковоспламеняющейся барышней Лиз и дружит с мокрым Ихтиандром, у которого руки-рентгены. Им всем вместе надо справиться с нехорошим бледным принцем, который собирается оживить непобедимую и легендарную Золотую армию. В помощь Красному и компании дают европейца-педанта, состоящего из водолазного костюма, белесого дымка и немецкого акцента. У Красного с немцем проблемы (это у него, видимо, детская травма). Дело осложняется семейными неурядицами Красного — ну дуры бабы, устраивают истерику по любому поводу.

Первый "Хеллбой", проект мечты Гильермо дель Торо, уже стал классикой. Второй оказался еще более визионерским и буйным. Рон Перлман, с его адским обаянием и бетонной уверенностью в себе, родился именно для этой роли. Единственный недостаток фильма — в том, что честным людям нельзя давать много денег: они каждую копейку пускают в дело, так что получается слишком много всего. Но жаловаться на то, что дель Торо "слишком много", — грех: его фантазия заставляет оживать героев, напоминающих одновременно о Гойе, Босхе, "Охотниках за привидениями" и о старых советских мультиках (где же это был неуклюжий леший с листиком на носу?), отчего зрители полностью теряют над собой контроль и начинают радоваться как дети. Дельторовый бестиарий — сам по себе произведение искусства, его чудовищ можно выставлять в музеях, а уж когда они еще и бегают... Публика веселится даже оттого, что второй "Хеллбой" похож на все подряд, но круче: вот минут двадцать "Гарри Поттера", — только взрослого, большого и красного Гарри Поттера; вот чуть-чуть Дракулы, вот живые "Звездные войны", здесь цитата из "Франкенштейна", там привет коллеге Питеру Джексону — и все это весело, с огоньком и эктоплазмой.


Кадр из фильма "Хеллбой 2: Золотая армия"

Дель Торо с Хеллбоем — братья, и очень хочется сделать нечестный ход и начать трактовать дилогию как автобиографию. Режиссер и сам пришел в Голливуд из небольшого мексиканского пекла, и не зря в первом "Хеллбое" он лично озвучил красного адского младенчика. В последнее время он изменился, из культового безумца стал безумцем почти мейнстримным, кем-то вроде местной достопримечательности: а это наш дель Торо, он немножечко сумасшедший, но совершенно безобидный; мы держим тут его за то, что он, как никто, умеет раскрасить крупнобюджетный Голливуд в яркие цвета безумия.

Оба "Хеллбоя" по духу не очень похожи на комикс-оригинал, но и между первым и вторым разница колоссальная. Поменялось все. Экзистенциальная драма стала романтической комедией (два гениальных эпизода подчеркнуто комедийны: когда Красный с Мокрым, пьяненькие, подпевают попсовой песенке "пралюбофь", и когда Хеллбоя молотит по башке фашиствующая эктоплазма). Даже и сам герой превратился из дьявола, которого интересуют философские вопросы о свободе воли, — в public figure, ньюсмейкера, любящего хорошие сигары и подраться. В нынешнем Хеллбое важна не дьявольская, а мужская сущность, в нем видно не демона, а мужа: даже красный хвост ему для того, чтобы придерживать (пока еще чужого) грудного младенца. И вопрос о свободе воли как-то трансформировался в вопрос "милый, кого ты больше любишь, меня или весь мир?" Лиз, которая весь первый фильм переживала, что иногда самовозгорается, теперь получает от этого удовольствие (что доказывает: у замужней женщины полностью меняются приоритеты). Теперь депрессия Лиз принимает формы стандартных семейных разборок вроде "в этом бардаке невозможно найти даже зубную щетку" и "опять ты, гад, нажрался". Ихтиандр влюбляется и примеряет контактные линзы. Слово "готично" уже забыто. Лавкрафт стал общим местом и вышел из моды.


Кадр из фильма "Хеллбой 2: Золотая армия"

Сам режиссер считал первого "Хеллбоя" детским фильмом; так вот, второй "Хеллбой" — это фильм для детей с синдромом гиперактивности. В фильме все прыгает, летает и норовит прогрызть экран и броситься на зрителя, мерзко хихикая. Монстры дель Торо — неважно, гигантский зеленый стручок, рассыпающийся посреди Манхэттена в мини-Центральный парк, или мелкие дичайшие зубные феи с акульим оскалом, — все они хороши тем, помимо своей бесконечной физиологичности, что не замыкаются в своем монстрячьем мирке, а периодически (во втором "Хеллбое" — с особым удовольствием) посматривают на зрительскую массу. Вкусную, полезную, жирную зрительскую массу.

Зрительская масса экстатически дает себя сожрать.

Всё, что вы хотели и не хотели узнать о Хеллбое →

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: