Преисподнее

Ξ 14 июля, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Ксения Рождественская

Хеллбой — это что-то красненькое, обладающее свободой выбора, плохой хороший нечеловек. Откуда он взялся, что курит, и почему все это приведет к Апокалипсису?

В начале девяностых годов прошлого века художник Майк Миньола "устал рисовать человека" и захотел нарисовать "что-нибудь красненькое". Красненькое — значит, демон; демон — значит, плохой. А ну-ка, решил Миньола, сделаем его хорошим, определим на службу к правительству и посмотрим, что получится. Имя "Хеллбой" художник придумал, чтобы звучало как шутка: мальчик из ада. А биографию своему Красному придумал следующую: демона вызвали в наш мир нацисты-оккультисты во главе с Распутиным в 1944 году. Но тут появились союзники, взяли рогатого детеныша с собой, отвезли в Штаты, и красный дьяволенок пошел дорогою Добра. В 1952 году Хеллбой получил почетный статус Человека и с тех пор работает в Бюро по Паранормальным Исследованиям и Защите. То есть, Исследует и Защищает. Дружит с водяным Эйбом Сапиеном, живет с Лиз Шерман — горячей девкой, склонной к самовозгоранию. Очень любит сигары. Характер вздорный.

История Хеллбоя была бы похожа на каких-нибудь "Людей в черном", если бы Красного не волновал главный философский вопрос всех настоящих супергероев, приобретающий в данном случае трагические масштабы. С кем вы, мастера культуры? С Добром или Злом? Выбор для Хеллбоя, вроде бы, очевиден: он работает с хорошими людьми против всего плохого, а значит, он с Добром. Но по рождению он — демон, тварь из Ада, а значит, генетически он — на стороне Зла. Люди его не любят: он неприятный, хам и все хочет делать по-своему. Нелюди его не любят — он с ними борется.

С точки зрения некоторых религий, Творец позволяет Сатане действовать, чтобы у человека был выбор между добром и злом. Майк Миньола в своем "Хеллбое" заставил самого демона решать этот вопрос, — и тем самым сделал его равным человеку. Его Красный — дьявол, обладающий свободой выбора. Дьявол, который сознательно выбирает быть с людьми и жить по их законам. Вся эта ваша казуистика, "творить добро, всему желая зла", — нет уж, увольте; Красный слишком прямолинеен для таких сложностей. Он хочет добра, его и творит. Ну да, иногда получается не очень удачно, а в будущем, по некоторым прогнозам, Хеллбой и вообще уничтожит весь мир, — ну так извините, он не хотел. Он просто немного неловкий. Большой очень. Сами попробуйте творить добро такими вот кулачищами.

Формально Хеллбой — это Маугли, существо, воспитанное другим биологическим видом и перенявшее его повадки. С людьми жить — по-людски выть. Процесс воспитания толком не показан, но результат — вот он: как если бы Маугли вошел в передовой отряд волков, заманивающих в свои джунгли людей и разрывающих их на куски. Приняв людскую систему ценностей, Хеллбой оказывается в положении "своего среди чужих, чужого среди своих": рога-то, конечно, можно отпилить, но мысли, мысли куда девать? Киплинговскому Маугли объясняли: "Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят". С этой точки зрения Хеллбой должен будет в конце концов уйти в Ад, хотя люди его гнать и не будут, — или низвергнуть туда всю Землю. И с этой же точки зрения в поступках Красного постоянно должно вылезать какое-то преисподнее, что-то сволочное и подлое, — адская основа его характера. Но нет, не вылезает. Он мужлан, он хамоват, он не большой мыслитель, но, в сущности, несмотря на тяжелую руку, длинный хвост и обломки рогов (больше похожие на какие-то затычки в башке), он обычный парень, Красный. В достаточной степени человек, чтобы страдать, любить, курить, пьянствовать, работать, делать что должно (и будь что будет), и в достаточной степени демон, чтобы не ныть по всем этим поводам.

Кстати, об Апокалипсисе. Миньола очень и очень жалел, что намекнул на связь Хеллбоя с концом света. Он вообще ничего такого не имел в виду, и рассказывал в одном интервью, что все это получилось совершенно случайно. Он просто рисовал сцену драки Хеллбоя с некой богиней, и не мог придумать, что боги и герои обычно говорят во время драки. Нарисовав весь эпизод, Миньола начал вписывать какие-то тексты, и тут вдруг у него поперла история об Апокалипсисе. Ну извините, правда, он не хотел — видимо, просто его преисподнее поперло наружу. Бывает.

Всё, что вы хотели и не хотели узнать о Хеллбое →

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: