Венеция-2008: Расклад

Ξ 27 августа, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Иван Куликов

Венецианский фестиваль откроют братья Коэн, продолжат Микки Рурк, Хаяо Миядзаки и Герман-младший, если они не затеряются среди снятых киногастарбайтерами фильмов.

Как и фестиваль в Каннах, которому недавно стукнуло 60, старейший в мире Венецианский тоже отмечает юбилей, пусть и не такой круглый. В связи с этим директор фестиваля Марко Мюллер разразился особенно концептуальным и пространным манифестом, в котором объявил, что Мостре пора расквитаться с "расплывчатым экуменизмом" и начать движение в сторону "новой подлинности". Звучит отлично, но что все это значит применительно к главной интриге Мостры — программе конкурса?


Венеция-2008: Кадр из фильма "Вегас: правдивая история"

Одного взгляда на нее достаточно, чтобы понять, что географическая всеядность Мостры остается в силе — помимо артхауса из Турции, которым уже никого не удивишь, представлены здесь и совсем уж экзотичные Алжир и Эфиопия. Похоже, однако, что "новую подлинность" отборщики искали по степени несовпадения национальности фильма с национальностью его создателя. Так, американская картина "Вегас: правдивая история" о семье, живущей на задворках большого казино, перестает быть однозначно американской, раз ее снял ветеран иранского кино Амир Надери, дебютировавший на рубеже 70-х, а в 90-х эмигрировавший в Штаты. Подлинные истории о самих себе американцы могут снимать и сами, но при таком актуальном развороте, когда некоторые в Штатах собираются Иран бомбить, подлинность выходит новая.

Несовпадение культурных бэкграундов наблюдается и в фильме "Идеальный день"Ферзана Озпетека — турецкоподанного, сделавшего режиссерскую карьеру в Италии. Один день из жизни современных римлян, чьи судьбы переплетаются на манер арабской вязи, нарушит в конкурсе не только культурно-национальные границы, но и жанровые, и сюжетные наверняка. Китаец Ю Лик-вай Нельсон приедет с "Пластиковый город" — приключениями китайских граждан в Южной Америке. Эфиопскую "Росу" о драме африканца-западника, вернувшегося в Эфиопию эпохи Менгисту Хайле Мариама, поставил Хайле Джерима — осевший в Нью-Йорке черный интеллектуал, еще с 70-х годов исследующий проблемы Африки.


Венеция-2008: Кадр из фильма "Дикое поле"

Наконец, хозяйкой маленького вавилонского столпотворения, организованного в конкурсе Марком Мюллером, будет наша Ксения Раппопорт, которой поручено открывать и закрывать Мостру. Русская актриса, ставшая итальянской кинозвездой после "Незнакомки"Джузеппе Торнаторе (после этого она снялась уже в двух итальянских фильмах) — тоже очень правильный выбор в контексте "новой подлинности". Кстати, в отличие от спесивых Канн, где русские имена звучат все глуше и реже, Венеция к нам благоволит: кроме Юрия Арабова в главном жюри и "Дикого поля"Михаила Калатозишвили в программе "Горизонты", собственно в конкурсе участвует "Бумажный солдат"Алексея Германа-мл. — лав-стори в стиле ретро о совестливом враче, отказавшимся гробить наших космонавтов.

Похоже, младший Герман, чей "Гарпастум" уже претендовал в 2005-м на "Золотого льва", становится венецианским завсегдатаем. Таким же венецианским резидентом стал и Даррен Аронофски: его "Фонтан", так понравившийся широкой публике, критики облаяли, и теперь он покажет жюри свой новый фильм с Микки Рурком в роли стареющего рестлера. Фильм, судя по всему, сильно отличается от того, что он делал раньше.


Венеция-2008: Кадр из фильма "Рестлер"

Вслед за вавилонским столпотворением и Аронофски самое время перейти к американской тяжелой артиллерии, которая к юбилею Венецианского фестиваля отстрелялась очень хорошо. Фестиваль откроется мировой премьерой "Сжечь после прочтения" братьев Коэн с Джоном Малковичем, Брэдом Питтом и Джорджем Клуни. Мировая премьера состоится и во время конкурса, в котором участвует "Повелитель бури"Кэтрин Бигелоу c Рэйфом Файнсом — иракском военном экшне, где Бигелоу продолжает, вслед за "К-19" и "На гребне волны", исследовать поведение адреналинозависимых мужиков в экстремальных ситуациях. Автор "Молчания ягнят"Джонатан Демми претендует на "Золотого льва" с "Рэйчел выходит замуж", где Энн Хэтэуэй играет фрустрированную даму, превратившую свадьбу своей сестры в мучительные семейные разборки. В группе тяжеловесов выступает и Гильермо Арриага: "Прерии в огне" — его режиссерский дебют, но не дебют в большом кинематографе. Именно этот человек придумывал "Суку любовь", "21 грамм" и "Вавилон" для Алехандро Гонсалеса Иньярриту.


Венеция-2008: Кадр из фильма "Сжечь после прочтения"

Если Аронофски, закрывший свою фаустовскую трилогию "Фонтаном", уже приступил к следующей — борцовской (вслед за "Рестлером" он будет снимать "Боксера" c Брэдом Питом и Марком Уолбергом), то Такеши Китано лишь завершает в Венеции свой триптих о трагедии одинокого художника, в который вошли "Такешиз", "Банзай, режиссер!" и, наконец, "Ахиллес и черепаха", участвующий в конкурсе в этом году. Постучим по деревяшке и будем за него болеть — обидно оставлять японца без гран-при, который до этой трилогии был потрясающе хорошим режиссером, а после — стал великим.

Наверное, Марко Мюллер, востоковед по основной профессии, решил по случаю юбилея устроить себе на Мостре именины сердца, иначе никак не объяснить присутствие в конкурсе сразу трех японских фильмов: кроме последней части китановского триптиха, жюри придется ломать копья еще и над шедеврами двух главных конкурентов в аниме — Хаяо Миядзаки с новым фэнтези "Рыбка Поньо", и Мамору Осии с научной фантастикой "Небесные тихоходы". Кому чего вручат — не ясно, но кого-то обидят обязательно. Сейчас ясно лишь одно: если за "новой подлинностью" вновь скрывается "новый ориентализм", в огород директора опять полетят камни.

Всё о 65-м Венецианском Международном кинофестивале →

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: