Венеция-2008: В воде не тонет

Ξ 27 августа, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |

Текст: Ксения Рождественская

Венецианский фестиваль празднует 65-й юбилей. Позади звание главного фашистского кинофестиваля, бунты студентов и угроза католических терактов.

Венецианский кинофестиваль похож на Венецию: Мостра не тонет, как ММКФ, в художественных и организационных проблемах, но каждый год с достоинством опускается на пару сантиметров под эту воду. Мостра не сияет, как Канн, начищенным неостановимым гламуром, но собирает не менее влиятельных гостей, правда, они приезжают сюда в первую очередь для того, чтобы представить свои новые фильмы, а уже во вторую — потусоваться. Мостра не вгрызается жадно, как Берлин, в социалку, а если и поглощает ее — то лишь предварительно обернув в несколько слоев арта. В Венеции проходит Биеннале, и поэтому кино здесь постоянно ощущает себя частью большого культурного контекста. Но при этом Мостра проходит на острове Лидо, который не очень-то напоминает стереотипную Венецию с каналами и запахом гнили: это курорт, тут ездят машины, и пахнет не гнилью, а пиццей. И кино в Венеции — не стереотипное фестивальное, с явным перекосом то в чистую киноманию, то в мейнстрим — так что "Горбатая гора"Энга Ли могла одновременно получить "Золотого Льва" в Венеции и "Оскар" за лучшую режиссуру. То есть если Канн интересуется звездами и развитием кинематографа (причем котлеты — отдельно, а мухи — на красной дорожке), то Венеция интересуется скорее человеческими историями, рассказанными авторским киноязыком. В этом году Венецианский кинофестиваль пройдет в 65-й раз. Фильм.Ру решил вспомнить самые важные события в истории Мостры.


Кадр из фильма "Доктор Джекилл и мистер Хайд"

1932. Первый фестиваль состоялся во времена Муссолини, в рамках Венецианской Биеннале (именем графа Джузеппе Вольпи Ди Мисурата, президента Биеннале, теперь называют приз лучшему актеру и лучшей актрисе). Директором стал Лючиано де Фео. Фестиваль открылся в отеле "Эксцельсиор" на острове Лидо фильмом "Доктор Джекилл и мистер Хайд"Рубена Мамуляна. Тогда же показывали "Землю" Довженко и "Это случилось однажды ночью"Капры. Главный приз не присуждали. Кстати, в первые годы главный приз назывался "Кубок Муссолини". Фестиваль вообще считался профашистским, а с 1940 года в нем на протяжении нескольких лет участвовали только страны фашистского альянса. С 1943 до 1945 он вообще не проводился, а в 1946 прошел на Сан-Марко, потому что Палаццо дель Синема на Лидо был занят под военные нужды.

1937. Открылся Палаццо дель Синема (архитектор Луиджи Куальята). В 1952 году тот же Куальята его расширил, а к 2010 комплекс собираются полностью модернизировать. Разговоры об этом ведутся давно, и в 1991 году во время 20-го международного фестиваля архитектуры был даже проведен конкурс на лучший проект нового Дворца Кино. Старый Дворец (за исключением Большого Зала) должны были вовсе разрушить. Конкурс выиграл испанец Рафаэль Монео, но в результате его проект показался слишком дорогостоящим, и здание просто чуть модернизировали. В 2005 контракт на перестройку Дворца Кино ушел итальянской фирме "5+1" и французскому архитектору Руди Ричиотти, который, в частности, занимается строительством музея моды в Милане, музея Цивилизаций Европы и Средиземноморья в Марселе, а также "ковром-самолетом" над коллекцией мусульманского искусства в Лувре. Часть нового Дворца Кино будет расположена под землей.

1949. Создан Лев Святого Марка, позже названный "Золотым Львом". Первая статуэтка ушла фильму "Манон"Анри-Жоржа Клузо. 1962. Золотой Лев достается фильму "Иваново детство"Тарковского (он разделил приз с "Семейной хроникой" Валерио Дзурлини). Главные Львы доставались русским фильмам несколько раз: в 1991 году Никита Михалков получил "Золотого Льва" за "Ургу, территорию любви", а в 2003 приз увез Андрей Звягинцев за "Возвращение". В 1968, во времена волнений европейской молодежи, Мостра была сочтена буржуазным пережитком, и студенты потребовали закрыть "фашистский" фестиваль. После этого "Золотых Львов" вообще не вручали до 1980 года, а с 1973 по 1978 фестиваль в привычном виде не проводился, вместо него проходили "дни итальянского кино", не на Лидо, а в самой Венеции.

Скандалов на Венецианском фестивале почти не бывает. Правда, во время показа "Последнего искушения Христа" в 1988 году католики угрожали терактами, а в 2006 году приз получил "Натюрморт"Цзя Чжан Ке, который шел в программе как "фильм-сюрприз", поэтому на него почти никто не пошел. Но разве это скандалы? Мостра — фестиваль киноманский, а киноманы — люди мирные.

Всё о 65-м Венецианском Международном кинофестивале →

www.film.ru

 

Комментарии

Комментирование закрыто.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Web-страничка

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title="" rel=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <div align=""> <em> <font color="" size="" face=""> <i> <li> <ol> <strike> <strong> <sub> <sup> <ul>

Ваш комментарий: