Стамбул-Берлин-Стамбул
Ξ 5 сентября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Иван Куликов В "На краю рая" чехарда из революционерок-лесбиянок, белокурых фрау и цитирующих Гете турок складывается в лучший фильм Фатиха Акина. На краю рая /Yasamin kiyisinda/ (2007) драма Режиссер: Фатих Акин Задумчивый профессор литературы — натурализовавшийся в немца турок средних лет — цитирует на лекциях Гете и ссорится с отцом, который носит "кэпку", выращивает во дворе томаты, пьет ракию, буянит и бьет по лицу сожительницу — турецкую проститутку Йетер. После смерти Йетер, профессор улетает в Стамбул на поиски ее дочери — местной революционерки, уже отбывшей ровно в обратном направлении. Вторая линия плавно переходит в третью: за депортированной из Германии революционеркой в Турцию потянулась ее немецкая любовница, а следом — и мама любовницы (Ханна Шигулла), полноватая фрау, уверенная, что все турецкие проблемы решаются принятием этой страны в ЕС. Но это уже совсем другая история — четвертая, или даже пятая, где траектории турок и немцев пересекаются под разными углами, притом общий угол складывается лишь в голове у зрителя. Или Всевышнего. Как и в предыдущим фильмом Фатиха Акина — получившим берлинского "Медведя" "Головой о стену" — Акин недоверчиво рассматривает героев: кто эти симпатичные, богемные, изящно небритые брюнеты, цитирующие Гете и страдающие от алкоголизма — немцы или турки? И "На краю рая" вряд ли прибавляет что-либо к сказанному, скорее увеличивает коэффициент сложности, притом за счет не режиссуры, а сценария, за который его в Каннах и отметили. Так, проблема национальной идентичности распространяется здесь не только на турок, но и на немцев, которые тоже приезжают в Стамбул, где живут подолгу и начинают входить во вкус, а пожилая фрау Ханны Шигуллы готова чуть ли не удочерить турчанку-антиглобалистку — маленький такой привет Фассбиндеру, обожавшего, как известно, эту актрису. Проблема отцов, злоупотребляющих ракией, и сыновей, цитирующих Гете, тоже перестает быть исключительно турецкой: немецкие матери, в свою очередь, не одобряют дружбу белокурых дочек с мужественными лесбиянками из Турции. У Акина получилась полном смысле слова драма — личная, политическая и даже религиозная: в картине цитируется притча об Аврааме, чьи отцовские чувства решил испытать Всевышний. Да и "рай" в названии тоже неспроста цитируется. А вот политики здесь намного больше. В "Головой об стену" брак Турции с Европой воспринимался как почти свершившееся событие, но за прошедшие четыре года стало окончательно ясно, что эту страну ни в какое ЕС не примут. Новая реальность скорректировала режиссерскую точку зрения на глобализм в сторону мудрого пессимизма: неродная Европа с ее Гете, правильными тюрьмами и стерильными больницами — такой же выдуманный рай, как и родная Турция, где люди, греясь на солнышке, пьют чай из грушевидных стаканчиков, а в душе голосуют за фашизм. На обочине этого выдуманного рая, собственно, и оказываются все герои фильма независимо от национальной принадлежности. Впрочем, как и на краю рая настоящего, раз смогли друг друга рассмотреть и полюбить без всяких там международных наблюдателей. Лучший фильм повзрослевшего Акина, но былой эмоциональной спонтанности, которой в этом фильме нету, все-таки немножко жаль.
В ролях: Нургул Есилкай, Баки Даврак, Тунсел Куртиц, Ханна Шигулла, Патриция Циолковска, …
Кадр из фильма "На краю рая"
Кадр из фильма "На краю рая"