Запах подгорелых костей
Ξ 27 октября, 2008 | → | ∇ Новости кино, рецензии |
Текст: Семен Кваша К Хэллоуину прокатчики подготовили "Пилу V", школьные войны японских подростков от безумца Миике "Вороны: Начало", полярный женский хоррор и "Мадагаскар 2" Когда пилят кость, в воздухе повисает такая мелкая пыль, а в животе появляется такое гнусное ощущение, как в кабинете зубного врача. Если это происходит в эталонном пыточном порно, когда кровища заливает камеру, а жертва уже только сдавлено хрипит, в кинозале все равно пахнет только соседями, но никак не горелой костью. Зачем вообще говорить об этом? Потому что это "Пила 5". Потому что это то, ради чего люди ходят на новое поколение хорроров. Потому что ради этого их снимают. Тут все дело в воображении и соматических реакциях: взззззззз! — буээээ! И вообще, на Хэллоуин лучше одеться не маньяком в маске, а японской школьницей. У нас есть новая пища для размышлений — "Вороны: Начало", экранизация японского комикса про борьбу мафиозных группировок в школе и про мальчика, который хочет доказать свою полезность папе-якудза. Вообще-то про это уже есть ряд мультфильмов. Но тут за дело взялся Такаши Миике, непревзойденный мастер трэша, который умеет закручивать и подогревать уровень безумия в каждом следующем кадре. Предупреждение: скорее всего этот фильм не следует смотреть трезвым. А что в наше время стоит смотреть трезвым? "Нереальный север", в котором Мишель Йео играет героическую алеутку, добивающуюся любви постороннего европеоида? Британский артхаус из тех, что показывают только на фестивалях? Мультфильм "Мадагаскар 2" про то, как Лев не может ужиться с родственниками-неграми, а Пингвины строят самолет? На трезвую голову можно посмотреть город "Эмбер" — псевдожюльверновскую историю про подземный город, в котором сломался генератор. Вообще, кстати, это дико приятно: в последние годы кинопродюсеры снова полюбили Жюль Верна. Старикан верил в человечество, а этого человечеству серьезно не хватает. Он ведь действительно считал, что французский профессор-энциклопедист вместе с британским армейским офицером-снайпером при помощи пары почтительных и ловких подростков могут перевернуть мир, найти исток Нила, построить рай на необитаемом острове и покорить полюс. В данном случае подростки должны найти способ перезапустить генератор подземного города или вывести его народ на поверхность. Моисеи? Печально, что в американском прокате фильм с треском провалился. Позитивизм, конструктивизм, прогресс и вера в чудаковатого профессора — похоже не являются слагаемыми успешного кино. Хотя черт его знает, конечно. Настоящий хоррор можно снять совсем подручными средствами: снять дачу, похожую на отреставрированный дом отдыха, запихнуть туда хорошего актера Вержбицкого и юного красавца по фамилии Жеребцов и разыграть чеховский рассказ "Пари". Злобный олигарх и его невероятно глупый сотрудник, типичный офисный планктон, поспорили что лучше — смертная казнь или пожизненное заключение. В результате спора олигарх запер мальчика во флигельке на пятнадцать лет. Не попросится на волю за это время — получит пятнадцать миллионов. Мальчик отрастает хайр и характер, купец теряет человеческий облик, но на самом деле режиссера Наталью Бронштейн это довольно мало волнует. Ей хочется, чтобы в мире уменьшилось количество агрессии и чтобы люди не сталкивались лбами, не бодались. Поэтому главное для нее — невероятно неприятная атмосфера фильма, конфликт, который убивает и отравляет не только участников, но даже и домработницу. Ей неинтересно даже то, что у нее герой к концу фильма стал на человека похож, она экранизирует Чехова. Режиссер могла бы добиться животных спазмов, если бы начала пилить кости в кадре, но, как говорят преферансисты, и так неплохо вышло. Нам же остается только держать пари: сыграет ли когда-нибудь Вержбицкий неупырскую роль.
Кадр из фильма "Пила 5"
Кадр из фильма "Нереальный север"
Кадр из фильма "Пари"